ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС -ДЕРЕВНЯ ИСАКОВО

ИСАКОВО – деревня Воскресенского района Московской области

Краткая справка.

          Деревня Исаково Воскресенского района Московской области сегодня входит в состав Муниципального образования сельское поселение Ашитковское. В 1926г де­рев­ня яв­ля­лась цен­тром Ис­а­ков­ско­го сель­со­ве­та Ашит­ков­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уезда Мос­ков­ской гу­бер­нии. С 1929 года Исаково — на­се­лён­ный пункт в со­ста­ве Ашит­ков­ско­го рай­о­на Ко­ло­мен­ско­го окру­га Мос­ков­ской об­ла­сти, с 1930-го, в связи с упразд­не­ни­ем окру­га и пе­ре­име­но­ва­ни­ем рай­о­на, оно входит  в со­ста­в Ви­но­гра­дов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1957 году, после того как был упразд­нён Ви­но­гра­дов­ский район Виноградово, де­рев­ня была пе­ре­да­на в Вос­кре­сен­ский район. До му­ни­ци­паль­ной ре­фор­мы 2006 года деревня Ис­а­ко­во вхо­ди­ло в со­став Ви­но­гра­дов­ско­го сель­ско­го окру­га Вос­кре­сен­ско­го района. Она рас­по­ло­же­на в се­вер­ной части Вос­кре­сен­ско­го рай­о­на, при­мер­но в 11 км к се­ве­ру от го­ро­да Вос­кре­сен­ска и в 72 км от Москвы. Вы­со­та над уров­нем моря 115м. В 1 км к во­сто­ку от де­рев­ни про­те­ка­ет река Нер­ская. В де­ревне 8 улиц, при­пи­са­но 1 СНТ. По данным последней переписи 2010г в деревне на постоянной основе зарегистрировано 488 жителей. Для сравнения — по переписи 1926 года в Исакове про­жи­ва­ло 790 че­ло­век (377 муж­чин, 413 жен­щин), на­счи­ты­ва­лось 157 хо­зяйств, из ко­то­рых 154 было крестьянских. Бли­жай­шие на­се­лён­ные пункты — поселок Виноградово и де­рев­ня Щель­пи­но.

О деревне Исакове Гвоздненской волости сохранилось очень мало информации. Первое письменное упоминание об Исакове уходит в 16 век, но в действительности поселение имеет более древнюю историю. На древних картах оно обозначено раньше, чем прилегающее к деревне Исаково село Алешино (Виноградово), с которым она была исторически связана и имела общие территории. Даже сегодня Центральная улица Исакова упирается в Центральную улицу поселка Виноградово (Алешино) и как бы является её продолжением. Кроме того, в 1892 году, в пятидесяти метрах от старинных православных Исаковских кладбищ в границе села Алёшино, появилась каменная церковь во имя Евангелиста Иоана Богослова.

Пользуясь методом аналогии одного места, времени и событий, можно утверждать, что в целом история деревни Исакова тождественна истории всех Гвоздненских поселений – все они жили и развивались в одних и тех же условиях и устоявшихся социальных отношениях, а события, происходившие в одних населенных пунктах, эхом отзывались в других. Деревня Исаково в разное время входила в вотчину помещиков Меншикова А.Д, Бергов И.Ф. и А.И., Лансдорфа А.Н. С ними вы уже познакомились в историческом экскурсе по поселку Виноградово (Алешино) и повторяться не имеет смысла (примечание: названия деревень до революции 1917г заканчивались на «е» или «а», сел – на «о». Позже это правило утратило свою обязательность. Так раньше – деревня  Исакове, сейчас – Исаково). Ниже, в экскурсе по деревне Исаково, вы познакомитесь с теми немногочисленными сведениями о деревне, которые известны на сегодняшний день.

 ДЛЯ ТЕХ, КОГО ИНТЕРЕСУЮТ ПОДРОБНОСТИ…

Истоки

В 1987 году в окрестностях деревни Исакове, не далеко от устья реки Нерской, подмосковным отрядом музея истории города Москвы под руководством А.Е. Кравцова, были проведены исторические раскопки. При проведении первичных археологических работ было обнаружено древнее поселение. Приводим отчет об этих работах: « Поселение в 1 км от русла р. Нерской на каждой стороне подковообразного останца 1-й надпойменной  террасы, охватывающего озеро Чашка, давшее название урочищу. В С3 частостанец разомкнут протокой. Его высота над поймой — 3,5 м, на месте поселения — 3,0 м. Поселение было экспонировано на озеро; площадью Памятника 30X50 м. Поверхность ранее распахивалась, в настоящее время задернована. До 1986 г. в С В части останца имелась западина около 40X5(1 м, снивелированная при помощи бульдозера. На этом месте между ним и поселением собраны единичные расщепленные кремни. Статиграфия:1/Дерн мощн.2-4 см. 2/Гумусированный пахотный слой- 20-25 см. 3/Рыжевато-коричневый песок- культурный слой-12-36 см. 4/Светло-серая супесь — 50-60 см. 5/Св.- серый горизонтально слоистый песок -65-98 см. 6/Св.-серый неслоист, крупнозернист, песок -50 см. 7/Сизая глина ~ 3-6 см. 8/Св.-серый неслоист, мелкозернист, песок- прокопан на 4- 20 см. от кровли слоя до гл. 300 см. Слои 4-7 прорезаны ямой с крутыми стенками и ровным горизонтальным дном глубиной 293 см. от поверхности, выкопанной от основания слоя 3. Верхняя часть ямы заполнена желтовато-коричневым песком/мощн. До 85 см/лгиже- грязно-серо-рыжий песок. Желтовато-коричнев. Песок в заполнении ямы разделен посередине углистой прослойкой. Его основание отмечается аналогичной прослойкой. В каждой прослойке имеется по очажной линзе. Очаги расположены друг над другом на гл.120/140 и 160/190 см, соответственно имеют размеры-105 и 98 см в диаметре; нижний обложен камнями. Вероятно, исследована часть землянки. Ее размеры и форма не ясны. Находки:15 фрагментов керамики фатьяновского облика со шнуровым и нарезным орнаментом; скребки, резец, нож, пластины- всего 39 расщепленных кремней. Вывод: Памятник представляет значительный научный интерес, т. к. поселений фатьяновской культуры в Волго- Окском междуречье единицы, а жилища практически не изучены».
           Этот факт говорит о том, что берега Нерской были заселены задолго до первых письменных упоминаний. В те времена, когда реки служили главными путями передвижения людей, река Нерская была сухопутной и сыграла главную роль в заселении нашего края. По Нерской проходил короткий путь, связывающий крупные города Московского государства между Владимиром и Рязанью. Позволим себе некоторые рассуждения по истории реки Нерской.

Река Нерская протекает по территории Московской области, является левым притоком Москвы-реки, впадает в неё в районе 43 км от устья около деревни Маришкино Воскресенского района. Истоком реки Нерской считается торфяное болото на возвышенности в Орехо-Зуевском районе, 124 м над уровнем моря. В верховьях протекает по болотистым местам, частично спрямлена каналом. В низовьях протекает по сырой левобережной москворецкой пойме, к югу от Казанской железной дороги также спрямлена каналом. Полная длина реки 92 км. Русло слабоизвилистое, преобладают глубины 0,6 — 3,6 м. Подъем воды в весенний паводок до 10-13 метров. Река Нерская в Подмосковье относится к внутреннему бассейну Оки. Площадь водосборного бассейна – 1,5 тыс. кв. км. Пересекает Казанскую железную дорогу в двух направлениях — между станцией Куровской и платформой Подосинки, между станциями Виноградово и Конобеево, а также село Ашитково по Казанскому направлению. Наиболее крупными притоками Нерской являются Понорь, Вольная, Сосница, Гуслица, Сеченка, Натынка. В нижнем течении река протекает по безлесной пойме Москвы-реки, достигая ширины русла в 20 м, а глубин до 2-х м. Ныне на берегах Нерской расположено около 20 населенных пунктов.

В древние времена Нерская неоднократно упоминалась в различных исторических документах, имеющих отношение к истории нашего края. Первые из известных сегодня упоминаний относятся к 1176, 1207 и 2009 годам. Они занесены в летописи и отражают события, связанные со сложившимся в то время противостоянием Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.  Впервые река Нерская упоминается в 1176 г. —  «Великий князь Владимирский Михаил Юрьевич с братом Всеволодом пошли походом на Рязань. По пути остановились на реке Мерьской. Рязанский князь Глеб, узнав о грядущей опасности, послал в стан Владимирцев послов с повинной. Тут же на реке Мерьской был подписан договор о мире.» В летописях 1207г описываются события, отражающие поход великого князя Всеволода на Рязанское княжество. В 1207г скончался пронский князь Всеволод Глебович, который своими добрыми отношениями с Всеволодом Великим был как бы связующим звеном между Рязанью и Владимиром. После его кончины рязанские князья решили выйти из повиновения граду Владимиру, но их попытка оказалась неудачной. «Князь же великы и приде от Коломны на оусть Мерскы…», гласит Лаврентьевская ведомость. Воскресенская же летопись добавляет к сказанному некоторые подробности: а именно, что по пути к Коломне Всеволод 3 дня ожидал, пока Оке встанет, прежде, чем по льду перешел на Коломенский берег. Однако на утро «бысть дождь силен и буря реку излома. Арсений же епископ Рязанский наутреи прииде ко Оце и перевезошася в лодьях под Коломною, прииде бо с мольбою от людей и от княгинь к великому князю. Стоя же ту князь великий два дни и отпусти Новгородцы, и Пъсковичи, и Новоторжьцы

и Ладожаны с честию восвояси и даст им уставы старых князей, его же хотяху Новгородцы и рече им: добрых любите, а лихих казните.…». Приведенные тексты интересны тем, что здесь впервые упоминается прежнее название реки Нерской – Мерьская. Также впервые указывается ее устье – «усть-Мерьскы», то есть то место, где брали мыт (примечание: деньги, пошлина) за сплав и провоз груза по Москве реке и впадающим в неё рекам от Москвы реки до реки Клязьма. Судя по тексту летописи, здесь произошло прощание Всеволода с частью своего войска. От устья Нерской новгородцы, псковичи, новоторжцы и ладожцы пошли к себе вверх по Москве-реке, а Всеволод повернул на Нерскую к Клязьме. Поскольку 18 октября владимирцы были еще под Пронском, примерно 21-го октября были в Рязани, чинили там суд и расправу, а потом, добирались через Оку до Коломны, прощались с «новгородцами», встречали епископа Арсения, то можно полагать, что с устья Нерской они вышли никак не ранее начала ноября. Стало быть, в то время (начало зазимья), путь от устья Нерской до Владимира занял около трех недель. Это был самый короткий путь, связывающий крупные древние города — Рязань и Владимир.

Наконец, третье из известных летописных упоминаний Нерской относится к 1209 году и связано с описанием набега на владимирские земли оставшихся на свободе двух рязанских князей – Изяслава Владимировича Рязанского и Кира-Михаила Всеволодовича Пронского. Напротив располагавшегося на Клязьме Волочка (примечание: предшественника села Зуева и города Орехово-Зуево) на реке Дроздне дружина Изяслава была разбита владимирским князем Георгием Всеволодовичем. “В лето 6717. Приходиша к Москви Рязаньская два князя, Изяслав Володимерич и Кюр Михаил Всеволодич, слыша бо, яко сынове Всеволоже отошли суть на Тферь противу Новгородцем, а сего не ведяху, яко урядившеся с новгородци приидоша с Тфери в Володимерь к отцю своему; нача же воевати села около Москвы. Слышав же князь великий Всеволод посла противу им вборзе сына своего Георгия. Пришедшу же ему на Голубино вечер и посла сторожи пытати рати, и бысть ему весть, оже Изяслав стоит на Мерьске, а Кюр Михаил на Литове, а люди своя распустиша воевати. Георгий же поиде черес ночь противу Изяславу на Мерьску»

Кроме летописных источников, упоминание о Нерской  встречается в десяти Духовных грамотах великих князей ХIV-XVвв. (примечание: духовная грамота – завещание). Все эти факты говорят о том, что Нерская была местом, где происходили важные  исторические события.

Река Нерская упоминается летописцами в двух формах – Мерьска и Мерска. Вместе с Усть-Мерьской, как правило, упоминаются и другие коломенские волости, в том числе Гвоздна.  В Коломенской писцовой книге 1577 г. встречается другое название реки Мерская — Мерка. Насколько известно, название реки  Мерская сохранялось в документах вплоть до конца XVIII века, когда наряду с ним стало употребляться и слово «Нерская»( например, в «Материалах генерального межевания 1784 г.), а позже, спустя более 600 лет, стало единственным.

Происхождение названия «Нерская» до сих остается спорным. Название Мерская традиционно объясняется по названию финского племени Меря. Это племя, по свидетельству археологических раскопок курганов и городищ, каналов, рек и местностей Московского края, проживало в долине реки много веков назад и постепенно ушло на восток в Волжско-Окское междуречье. С этой точки зрения «Мерьска» означает «мерянская река» или «река народа Меря». Часть исследователей в названии Нерская видят поволжско-финские корни, но связывают их не с народом «Меря», а с финно-угорским корнем «нар» («нер»), что означает «лесной». Именно от этой языковой основы образованы названии реки Нара (левый приток Оки) и озера Нерское (бассейн Яхромы). Обе гипотезы убедительны. Примирить их можно, лишь допустив, что первичным было балтийское название от основы Ner, давшее в русском употреблении название  Нерская. Но факт проживания на этой реке Меря, вероятнее всего отдельными изолированными очагами, обусловил ещё в ХII веке переосмысление названия и превращение его в Мерская. Однако первичная форма сохранилась в народном сознании и в конце концов восторжествовала.

Вернемся с берегов Нерской в предмет нашего экскурса  — деревню Исакове, в которой, по данным переписи,  в первой половине 17-го века было всего два двора. Это была самая маленькая деревня, которая жила и развивалась в соответствии с теми событиям,  которые происходили во всей Гвоздненской волости –до 1709 и после 1726г она входит в состав дворцовых земель, в другое время, впредь до Октябрьской революции 1017г является вотчиной помещиков Меньшикова А.Д, с 1796г  —  И.Ф. и  А.И.Бергов и Ламсдорфа А.Н.    Простой люд должен был отрабатывать положенные повинности на казённом конном заводе в Бронницах, поэтому главной повинностью была заготовка кормов. Сено в огромных количествах накашивали на заливных реках Москвы — реки и Нерской, в близи от которых находилась деревня.

Особенностью деревни Исакове, как и многих деревень Гвозднинской волости, было то, что в ней проживали как православные, так и старообрядцы. Может быть поэтому её жители не смогли обзавестись своим храмом. И только в 1892 году в пятидесяти метрах от старинных, православных Исаковских кладбищ, уже в границе села Алёшино, появилась каменная церковь во имя Евангелиста Иоана Богослова. Построил её для жителей деревни Исаково купец первой гильдии Иван Акакиевич Салтыков, уроженец села Алешино, в память чудесного спасения императорской семьи. «Освящение церкви прошло 23 июля 1892 года. Чин освещения проводил Епископ Дмитровский, преосвященный Александр. На освящении храма присутствовали местные помещики граф Александр Николаевич Ламсдорф и светлейший князь Александр Андреевич Ливии, а также местный исправник Фёдор Терентьевич Басов и много другой публики.» Первым настоятелем нового храма стал священник Василий Павлович Нехотёнок. В 30-х годах 20-го века храм Иоана Богослова разделил судьбу многих храмов. В начале его закрыли, обезглавили, после чего использовали для различных нужд. Вскоре после закрытия храма старинное Исаковское кладбище было закрыто для захоронений, а в 80-х годах 20-го века разделило судьбу храма. Кладбище снивелировали, на месте захоронений теперь частные домовладения. Более подробно о храме и его благотворителе написано  в экскурсе в Виноградово.

Кто они, известные Исаковские крестьяне?  

Во второй половине XIX века, когда в России наблюдался экономический подъем, деревня начала увеличиваться, а после отмены крепостного права в 1861 году крестьяне, выплатившие налог становились свободными. В России создались условия для развития надомного и артельного производства, образовался класс зажиточных крестьян. Основным занятием крестьян, учитывая заливные луга, было скотоводство, заготовка и продажа сена, о чем свидетельствует карта угодий графа Ламсдорфа и сохранившийся документ, определяющий условия аренды травяных угодий. После строительства железной дороги с полустанком Ашитково, жизнь крестьян резко изменилась, появились рабочие места. В деревне в это время наметилось несколько направлений занятости крестьян: надомное ткачество — семьи Фокиных,    скотоводство семьи Шаровых; сенопресование семей Пупшевых и Забытиных. К сожалению, информации о составе и главах этих семей в свободном доступе нет.

Семья Фокиных была ориентирована на Ашитковских фабрикантов Павловых и Балашовых (о которых нам еще предстоит узнать.) Имея крепкую и многочисленную по тем временам семью, занимались надомным ткачеством. Накопив не малые капиталы, они начали использовать наёмный труд крестьян. Снабжая бедные семьи ткацкими станками и сырьём, выплатив определённые денежные проценты за работу, собрав готовую продукцию по дворам, отвозили её в Ашитково на красильни. Имея свободные денежные средства, Фокины открыли торговую лавку. В деревне Исакове семье принадлежал добротный деревянный дом с высоким кирпичным фундаментом, позади которого находились кирпичные склады и деревянные сараи. По словам сторожил, дом ещё в начале 20 века был оборудован канализацией, которую устроили, используя  естественный рельеф местности. Вскоре после Октябрьской революции семью Фокиных выселили, здание отошло Советам и использовалось для различных целей. Сначала здание использовалось как агитпункт с читальным залом. В тридцатых годах, при образовании колхозов, в здании расположилось правление образованного колхоза « КРАСНЫЙ ПАХАРЬ». Кирпичные и деревянные хозяйственные постройки использовали по назначению вплоть до слияния колхоза «Красный пахарь» с Виноградовским совхозом. В них размещались цеха по переработке овощей, которые в огромных количествах выращивали в открытом грунте на землях колхоза «Красный пахарь». После реорганизации колхозов в здании разместилась Исаковская библиотека с читальным залом. К тридцатилетию победы в ВОВ рядом со зданием установили памятник жителям д. Исаково погибшим в годы ВОВ. После распада Союза у вновь образованного правительства не нашлось средств на содержание библиотек в небольших деревнях. После закрытия Исаковской библиотеки здание какое-то время пустовало. В конце концов, оно пострадало от пожара. Кирпичный фундамент сдвинули бульдозером, фрагменты которого и сейчас просматриваются на месте когда-то построенных семьёй Фокиных складских помещений.

        Семья Шаровых, учитывая ещё в конце 19 века возросший спрос на мясо и молочную продукцию, также наличие травяных угодий на заливных лугах графа А.Н.Ламздорфа, которые сдавались в аренду согласно сохранившимся документам, на отрытых торгах, занимались разведением и выращиванием домашнего скота. Торговлю осуществляли на своём подворье. Тем, у кого не было денег, продукцию отпускали в долг или меняли на сено, которое в огромных количествах заготавливали для продажи в каждой семье. Имея большой надел земли, семья Шаровых для возделывания овощных культур использовала наёмный труд крестьян. В деревне семье принадлежал добротный деревянный дом, располагавшийся напротив дома Фокиных. После революции здание отошло Советам и использовалось для различных целей. Какое-то время в нём располагался клуб колхозной молодежи, потом агитпункт с читальным залом. При образовании в районном селе колхоза «Дружба», здание, когда-то принадлежавшее Шаровым, разобрали и перевезли в Виноградово. Определив место для строительства (возле храма Космы и Дамиана) здание собрали заново, в нём разместилось правление вновь образованного колхоза. С незначительными переделками здание, когда-то принадлежащее Исаковской семье Шаровых, сохранилось и является частным домовладением.

За семь десятилетий после отмены крепостного права до образования первых колхозов, жизнь в деревни сильно изменилась. С появлением механизмов, станков, паровых машин значение сена в жизни крестьян перестаёт играть роль основного заработка. Семья Самочатовых, устроив торговую лавку на своём подворье, пробует себя в торговле. Семьи Пупшевых и Забытиных занимаются прессованием сена, так как спрос на стоговое сено значительно падал, а востребованными были только прессованные тюки, учитывая их удобную транспортировку на барках и  железнодорожных платформах.

В деревне Исаково, ещё в конце девятнадцатого века наряду с сенопресcованием, многие крестьянские семьи занимались выращиванием овощной продукции. Учитывая огромные накладные расходы, связанные с транспортировкой сена на барках и железнодорожных платформах, уже после Октябрьской революции овощеводство постепенно начало вытеснять заготовку и прессование сена, на которую почти век были ориентированы все окрестные деревни. Подготовленные ещё при Ламздорфах для выращивания многолетних трав заливные луга, во времена НЭПа начинают разрабатывать для выращивания сельскохозяйственной продукции. Плодородные земли заливных лугов, дававшие рекордные урожаи, определили основное направление деятельности будущего колхоза.

Деревня в годы коллективизации …

Экономический подъем, наблюдавшийся в России после отмены крепостного права, ещё в конце 19 века проявился дефицитом образованных рабочих, которых всё больше требовали ткацкие мануфактуры и частные заводы. В поселениях в это время открываются Земские начальные училища. В деревне Исаково первая начальная школа была открыта в 1903 году. «Строением деревянная, с двумя классными комнатами располагалась на краю улицы.» В тридцатых годах здание стало совсем ветхим. Выделив землю для строительства новой школы, частично из материала старого здания, была построена новая школа на кирпичном фундаменте, опять же с двумя классными комнатами. Вскоре к зданию пристроили ещё две комнаты, для занятий и учительскую. В таком виде школа дожила до своего закрытия. В начале 21 века за ветхостью её частично разобрали, всё что осталось, сгорело при пожаре. Земельный участок, когда то принадлежащий Исаковской школе, сейчас является частным владением. И только улица с одноимённым названием «Школьная» напоминает жителям о боле, чем вековой истории когда-то имевшей место Исаковской школы.

После революции 1917г все имущество помещиков и зажиточных крестьян (земля, дома, скот, машины и пр.) было национализировано, а хозяева выселены. В конце двадцатых годов положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Для его сохранения, воплощая в жизнь революционный лозунг «земля крестьянам, фабрики рабочим», молодое советское государство вошло во временной период НЭПа, сменившим политику «Военного коммунизма». Получив в руки «народное достояние», землю и экономическую свободу, трудолюбивые крестьянские семьи за небольшой временной период смогли серьёзно улучшить благосостояние своих семей. Огромные плантации хмеля в деревни Губино, сады и плантации овощных культур в деревне Исаково и селе Алёшино, пасеки с сотнями пчелосемей, крупнорогатый скот – все это лицо нашего края в те годы. Многие семьи, имея выездных лошадей и оформленное надлежащим образом разрешение, занимались извозом. Таким образом, уже к концу 30 годов произошло новое расслоение общества, поделившее крестьянские семьи на бедных, середняков и кулаков. Почувствовав внутреннюю угрозу, советы для выравнивания благосостояния крестьянских семей вступают в период сплошной коллективизации. Распаханные ещё до сплошной коллективизации земли в окрестности деревни Исаково  сыграли основную роль в названии образованного здесь в 1931г колхоза, названного на сходе вступивших в колхоз крестьянских семей» Красный пахарь». Однако в колхозы вступали немногие, в основном ничего не имевшие, но усвоившие лозунг «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё», бедные семьи. Записавшись в колхоз, они становились хозяевами создавшегося положения, так как земли, завоёванные отцами в гражданской войне, отходили теперь  вновь образованным колхозам, а нажитое непосильным трудом имущество описывается рабоче-крестьянскими инспекциями. Так основой созданного колхоза стало национализированное имущество семей Фокиных и Шаровых, на подворьях которых размещались оставшиеся ещё от прежних хозяев сельскохозяйственные машины для переработки овощей. Советы уже в начале тридцатых годов увеличивают площадь пахотных земель, занятых под овощные культуры. На подворье Шаровых размещают, практически силком отобранный у крестьян и ставший  в одночасье колхозным, скот. Всех кто не желал разделить судьбу бедных, отобрав избирательные права, записывали в единоличники и кулацкие семьи. Не смотря на доставшееся даром колхозу имущество и оценивавшийся трудоднями крестьянский труд, в первые годы колхозное движение не дало положительных результатов. Семьи единоличников, набожность крестьянских семей, многочисленная христианская община с действующем храмом и действующая старообрядческая община – все это, по мнению партийного  руководства, тормозило колхозное движение. Для приобщения семей единоличников к коллективному труду, при заготовке кормов их облагали десятикратным налогом, семьям старообрядцев, а их в деревне насчитывалось больше половины, запретили совершать церковные обряды, православную церковь закрыли. Оставшись без земли и кормов, единоличники были вынуждены вступать в колхоз. Те, кто этого не сделал, вскоре, при раскулачивании, разделили судьбу многих тысяч людей, униженных в годы политических репрессий.

Между тем, спустя несколько лет, время постепенно залечило раны, образовавшиеся после очередного расслоения крестьянских семей. Свалившее в очередной раз советам при раскулачивании огромное наследство —  подготовленные для посевов во времена НЭПа земли, посаженные сады, огромные стада домашнего скота, начало давать первые результаты. В селе начинается строительство коллективных скотных дворов, деревообрабатывающих цехов, закладываются новые сады.

Аналогичные процессы происходят и в соседнем селе районного значения Виноградово, в котором был создан колхоз им. М.И.Калинина. Находясь по соседству с районным село, в котором была сосредоточена вся инфраструктура,  колхоз «Красный пахарь», поставляя выращенную продукцию в село районного значения, всегда был на особом счету у партийного руководства Виноградовского района. Между Исаково и Виноградово не было видимых границ разделения колхозных земель, практически в одну сливались их центральные улицы, в Виноградовскую среднюю школу, записывались ученики, окончившие Исаковскую начальную школу, наличие в селе железнодорожной станции, телеграфа и.т.д. — всё это играло важную роль в развитии колхозов, живших как одно целое хозяйство. Для хранения выращенной на полях колхоза «Красный пахарь» овощной продукции, в селе Виноградово, на берегу каскада прудов с закрепившимся названием (лезерки), строятся огромные хранилища, в которых вплоть до шестидесятых годов 20 века квасили капусту, огурцы и томаты, выращенные в открытом грунте на Исаковских землях. В селе начинается строительство коллективных скотных дворов, деревообрабатывающих цехов, закладываются новые сады. Возле железной дороги строятся кормовой комплекс, свинарники и машинный двор, которые при реорганизации колхозов «Красный пахарь» и им.  М.И.Калинина легли в основу  объединенного колхоза с многообещающем названием «ДРУЖБА». Плодородные земли деревни  Исаково в руках трудолюбивых жителей превратились в цветущие сады. На заливных лугах выращивали овощные культуры, которые в открытом грунте давали рекордные урожаи. С появлением в колхозах механизированных бригад резко повысилась производительность труда. Уже к 40-вым годам деревня заметно укрупнилась.

В годы советской власти в деревни Исаково начали застраиваться новые улицы Сидоровка ( позже-колхозная), Ильинка (позже —   комсомольская), Школьная.   По непонятным причинам граница земель деревни Исаково пересекает соседние поселения д.Щельпино и с. Виноградово (Алёшино). Вместе с тем, шаговое соседство с селом районного значения с развитой инфраструктурой, исключило возможность развития деревни Исаково как самостоятельного поселения. К тому же, По непонятным причинам граница и села. Виноградово как отмечалось выше, центральная улица д. Исаково без видимых границ переходит в центральную улицу с. Виноградово. Визуально создаётся впечатление одного поселения. После ВОВ, восстановив к шестидесятым годам разрушенное войной хозяйство, народное хозяйство, Советская власть  приступила  к укрупнению административных округов. Из 35 сельских советов зарегистрированных в 1931 году, к 1953 году их осталось лишь девятнадцать. Вместе с объединением сельских советов, объединялись и коллективные хозяйства. В 1960 г бы образован совхоз «Виноградовский, объединивший колхозные хозяйства близлежащих деревень, включая колхоз «Дружбу» и ставший ведущим сельхозпредприятием в Воскресенском районе.

РЕАЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ…

С присоединением в 1958 г. Виноградовского района к Воскресенскому, жизнь в деревне какое-то время ещё шла своим чередом. Наличие рабочих мест в бывшем районном селе, строительство бесплатного комфортабельного жилья на центральной усадьбе совхоза Виноградовский и улице Зелёная казалось реальным будущим. В девяностых годах 20 века, с уходом поколений переживших ВОВ, время постепенно залечило раны. Однако пришла «перестройка». В годы перестройки идейное воспитание уступает лидерство «капиталу», который, перераспределившись, постепенно перетёк в более перспективные, по сравнению с деревнями и сёлами проекты, оставив жителей деревень в лице пожилых людей один на один с бесчисленным множеством проблем. Совхоз «Виноградовский»  и его труженники  в конце 20 века  разделили судьбу большинства сельскохозяйственных предприятий. Полученные когда-то при ликвидации совхоза, паи за землю, давно проданы за бесценок, земля неоднократно перекуплена, по назначению не используется, постепенно зарастает лесом. Имущество бывшего совхоза сейчас является собственностью многих коммерческих структур. При решении возникающих проблем по развитию деревень, властью все чаще применяется принцип : нет объекта — нет проблем. Так, за последние 30 лет, в деревне Исаково не стало: Исаковского сельпо — здание сгорело в восьмидесятых годах 20 века; Исаковской библиотеки — закрыта за недостатком финансирования, здание сгорело; Исаковской школы — закрыта за ветхостью, здание сгорело; плодородных земель, когда-то принадлежащие колхозу «Красный пахарь» — земли не раз перекуплены, заросли бурьяном. Коренные жители деревни Исаково еще хранят в памяти недалёкое прошлое родной деревни. С чувством горькой обиды они переживают за свою малую Родину, за своих отцов и дедов, которые своим трудом и ценной своих жизней, день за днём делали, порой, невозможное для того, чтобы оставить после себя будущим поколениям цветущие сады и поля. А в результате то, что создавалось трудом многих поколений, они не смогли не только приумножить,  но и сохранить. И даже пришедший в негодность памятник (стела) погибшим в ВОВ исаковцам, (а они были в исаковской семье), лишь к 65-летию победы в 2010 г. благодаря местному предпринимателю Бонцеву В.А., превратился в небольшой мемориальный комплекс, напоминающий о трудолюбивых уроженцах деревни Исаково, отдавших свои жизни на полях сражений за будущее страны и своей малой Родины.

Экскурс по истории поселка Виноградово Воскресенского района     Московской области подготовлен по материалам, опубликованным  в следующих источниках:

http://д-губино.рфСело Виноградово

yandex.ru/maps

ru.wikipedia.org

Исаково (Воскресенский район) Суслов А. А., Фролов А. Н. Очерки истории Воскресенского края. — М.: Новалис,

  1. — 752 с.

 

Автор: Информация

2 Комментария “ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС -ДЕРЕВНЯ ИСАКОВО

  • Ну очень интересно, прочитал и про виноградово тоже. Это кто же все придумал? Читал как книгу. Идея отличная, действительно, есть что детям рассказать. А скажите, про какие деревни еще будут экскурсы?

  • Уважаемый evgenik ! Большое спасибо за проявленный интерес к нашим публикациям вообще, и к историческим экскурсам в частности. Не очень понятен ваш вопрос о том, «что кто же все придумал? «. Если вы имеете в виду содержание экскурсов, то в них ничего придумать не возможно, их » придумывает история». Ну а дело тех, кто берется рассказать вам эту историю, это найти имеющиеся источники и передать вам их содержание. Разумеется, это могут сделать только профессионалы, владеющие специальными знаниями в исторической науке и опыт литературной работы с текстом. Такие люди на нашем сайте есть. Ну, а придумали мы эту рубрику потому, что это действительно интересно, и как мы думаем, важно для всех тех, кто живет в СНТ «Виноградово». Если вы заметили, мы не только критикуем действующее правление, причем делаем это исключительно на основании имеющихся документов и конкретных фактов, которые также публикуем в качестве доказательства. Значительно больше времени мы посвящаем просветительским статьям и аналитике. Мы отслеживаем профильное законодательство, публикуем их оценку известными людьми. В последнее время наши специалисты-программисты размещают видеоролики наиболее интересных и значимых выступлений. По вашему второму вопросу: «про какие деревни еще будут экскурсы?» — в ближайшее время будет опубликован экскурс по Щельпино, затем намечены экскурсы по: Губино, Ашитково, пос.им Цюрипы, Расловлево, Конобеево, Воскресенск. Удачных прогулок по нашему сайту.

Добавить комментарий