АШИТКОВО-СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

АШИТКОВО – сельское поселение Воскресенского района Московской области  

Краткая справка.

 

       Ашитково  — село в Воскресенском районе Московской области,с 2006 г — центр муниципального образования  сельское поселение Ашитковское,
В состав муниципального образования входят 30 населённых пунктов: 1 поселок (Виноградово), 3 села (Ашитково, Барановское, Конобеево), 25 деревень(Берендино,Бессоново,Богатищево,Бочевино,Ворыпаево,Губино, Золотово, Исаково,Леоново,Лидино,Медведево,Никольское), 1 слободка (Алешино). Население сельского поселения составляет около 14 тысяч человек.

Поселение Ашитковское имеет свой герб, утвержденный   решением Совета депутатов сельского поселения Ашитковское 25 сентября 2007 года, №4/10.  Герб поселения отражает его природные и исторические особенности.
В зелёно-лазуревом поле, разделенном узким серебряным крестом, поверх всего — пурпурное, коронованное золотом сердце. Коронованное сердце, заимствованное из герба Александра Даниловича Меньшикова,  бывшего помещика этой земли, символизирует связь прошлого с настоящим.
В зелёно-лазуревом поле, разделенном узким серебряным крестом, поверх всего — пурпурное, коронованное золотом сердце. Серебряный крест на гербе — символ православия и духовности жителей сельского поселения. Лазурь символизирует реки Москву, Нерскую и другие, протекающие по территории сельского поселения. Зелёная часть поля щита символизирует многочисленные сельскохозяйственные угодья поселения, его пойменные луга, поля, лиственные и хвойные леса. Зелёный цвет символизирует весну, здоровье, природу, надежду. Лазурь — символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.  Серебро — символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.  Пурпурный цвет символизирует власть, славу, почет, благородство происхождения, древность, а также принадлежность поселения к Воскресенскому муниципальному району. Золото — символ высшей ценности, величия, великодушия, урожая.

До муниципальной реформы 2006 года Ашитково — центр  сельского округа  Ашитковский.  В 1929—1930 годах Ашитково было центром Ашитковского района.

Село Ашитково расположено примерно в 14 км к северу от центра города Воскресенска и в 75 км от Москвы. В полутора километрах к западу от села расположена станция Виноградово Рязанского направления МЖД. Ближайшие населённые пункты – деревни Щельпино, Исаково,  Губино и посёлок Виноградово. Восточнее села Ашитково протекает река Нерская. СНТ «Виноградово» расположено в 2 км от села Ашитково.

Согласно Всероссийской переписи, в 2002 году в селе проживало 3312 человек (1548 мужчин и 1764 женщины); преобладающая национальность —русские (95 %). По данным на 2005 год в селе проживало 3322 человека.

Первые письменные упоминания об Ашитково относятся к началу 17века, когда в писцовых книгах 1619-1620 годов упоминается пустошь Ошиткова. Название произведено от фамилии Ошитков. После заселения пустоши в ней в 1707 г.  была построена церковь  во имя преподобного Сергия Радонежского, и село стало зваться Сергиевским. В дальнейшем (редкий случай) церковь из села перевезли (предварительно разобрав), и оно, превратившись в деревню, стало вновь именоваться Ашитковом. Когда в 1878 г. здесь была построена каменная церковь Воскресения Христова, Ашитково опять стало селом. (399 чел.). Ашитково, находясь на территории Гвоздненских поселений жило и развивались в одних и тех же условиях и устоявшихся социальных отношениях, а события, происходившие в одних населенных пунктах, эхом отзывались в других. Ашитково в разное время входила в вотчину помещиков Меншикова А.Д, Бергов И.Ф. и А.И., Лансдорфа А.Н. Вместе с тем, Ашитково всегда было центральным местом для всех окрестных деревень. Именно здесь впервые была построена церковь, впоследствии находилась усадьба Лансдорфа А.Н., работала, сохранившаяся до наших дней крупная фабрика, дававшая работу всем окрестным крестьянам.

Местные учителя и работники виноградовской библиотеки, еще в послевоенные годы,  сами написали историю села Ашитково и именно в селе Ашитково сегодня имеется краеведческий музей, в котором можно не только узнать историю села, но и посмотреть старые фотографии, предметы быта..

ДЛЯ ТЕХ, КОГО ИНТЕРЕСУЮТ ПОДРОБНОСТИ…

В этом разделе без изменений приводится история села Ашитково, написанная местными краеведами (http://www.liveinternet.ru/users/5114887/post253935866)

Материал публикуется без фотографий, которые являются собственностью их владельцев.

Самое раннее упоминание об Ашиткове относится к периоду царствования Алексея Михайловича «Тишайшего». Переписная книга Поместного приказа, хранящаяся в Российском государственном архиве древних актов, сообщает нам, что в 1646 г. в дворцовой волости Гвоздне значится деревня Ощиткова и в ней 5 крестьянских дворов. Соседние деревни того времени тоже невелики по размерам: Щепенино -5 дворов, Исакове — 2 двора, Дворниково — 4 двора, Хайстово — 2 двора, Залутва -3 двора.

После бурных событий Смутного времени Московское государство было крайне разорено. Названная в Переписной книге Гвоздна в древности всегда была княжеской, а позже — царской вотчиной. Впервые она упоминается в духовной грамоте (завещании) Ивана Даниловича (Калиты) (около 1339 г.). Позднее Гвоздна становится вотчиной великих князей: Семена Ивановича (Гордого), Ивана Ивановича (Ивана II), Дмитрия Ивановича (Донского). Дмитрий Донской перед своей внезапной смертью в 1389 году завещал Гвоздну своему старшему сыну Василию.
В 1389 г. Гвоздна зовется сельцом (небольшим населенным пунктом без церкви), относящимся к волости Брашева (современное село Борщева). Сельцо Гвоздна (и сельцо Ивани) «потягло» (платит прямые подати) к Брашеве -очень древнему и значимому поселению, около которого веками существовал перевоз через реку Москву.
Удел великого князя Василия Дмитриевича (Василия I) по его духовной грамоте был разделен между его женой княгиней Софьей Витовтовной и сыном Василием.
Текст духовных грамот составлен так, что, если волость наследуется целиком, ее состав в завещании не раскрывается. Отдельные деревни и села из состава волостей указываются только тогда, когда волость дробится среди наследников, или имеются особенности наследования. Гвоздна опять указана как сельцо, поэтому велика вероятность, что во времена Дмитрия Донского местность в районе современных Фаустова, Золотова, Алешина, Исакова, Щельпина, Ашиткова, Губина, Марьинки, Дворникова не заселена.
Великий князь Василий II (Темный), княжил до 1462 г., по его завещанию Гвоздна передана сыну, Ивану III, будущему государю.
В 1462 г. Гвоздна по-прежнему сельцо при волости Брашева, а сельцо не претендует на центр волости. Поселения в нижнем течении реки Мерской пока в княжеских документах не упоминаются, за исключением погоста Устъ-Мерска.
Свое имя река Мерекая (в 12 веке именуемая Мерьска), судя по следам в письменных источниках, «начала менять» в конце 18 века.
Коломенские земли наследовали старшие сыновья князей, претендовавшие на великое княжение, не случайно. Земли в нижнем течении реки Москвы всегда были более плодородны, раньше и лучше освоены, плотнее заселены, а значит — приносили больший доход. Рязанская дорога и река Москва веками считались одними из главных транспортных артерий Московии. Через Коломну и Рязань шел водно-конный путь в Орду, в центр верховного правления русскими княжествами. А до возвышения Москвы вдоль русла Нерской шло торговое и военное сообщение между Рязанью и Владимиром. Этими обстоятельствами объясняется древность и значение двух волостей по левому (Усть-Мерска) и правому (Гвоздна) берегам Нерской.
Иван III нарушил вековую традицию наследования земель и конфисковал в пользу своего двора владения братьев, в том числе и Гвоздну. Царь укрепил власть Москвы, создал большое русское централизованное государство. На печати Ивана III с одной стороны был изображен двуглавый орел, на другой -всадник, дерущийся с драконом, и надпись: «Иоанн, Божьей милостью господарь всея Руси».

Позже, в 17-18 вв. (до 1783 г.) деревня Ашитково находилась в Гвоздинской волости Гуслицкого стана Московского уезда. В 70-х годах 17 века царь Федор Алексеевич основал в селе Бронничи «государеву кобылячью конюшню», преобразовавшуюся в конный завод. Села и деревни Гуслицкой и Гвоздинской волостей Гуслицкого стана, в том числе и деревня Ашитково, передаются в ведение Дворцовой конюшенной канцелярии.

В начале 18 века село Бронницы с тянущими к нему дворцовыми волостями были пожалованы Петром 1 Александру Даниловичу Меншикову, с этого момента впервые ашитковские крестьяне стали помещичьими. В 1727 г., после ареста Меншикова и конфискации его имений, Гвоздинская волость и д. Ашитково возвращаются в ведение Дворцовой конюшенной канцелярии.
По данным 2-й ревизии податного населения в 1745-1747 годах в деревне Ашитковой 11 дворов, в которых проживало 42 души мужского пола (женщины в ранних переписях не учитывались).
Хотя фамилий у местных крестьян в 18 веке, за редким исключением, еще не было, по материалам более поздних переписей и церковных метрических книг удалось установить, чьи дальние родственники жили в Ашиткове при царице Елизавете Петровне. Это предки Мочалиных (со второй половины 19 века фамилия трансформировалась в Мочаловых), Волковых, Абрамовых, Балашовых, Котеревых, Касаткиных. Павловых в середине 18 века в Ашиткове, похоже, еще не было. Родоначальник всех ашитковских Павловых впервые упоминается в ревизской сказке 1796 года и, вероятно, переведен сюда из другой деревни. Звали его Павел Михайлов (1749-1810), было у него в том году два сына: Никита большой (23 года) и Никита меньшой (17 лет). От имени этого крестьянина и произведена фамилия ашитковских Павловых.

В 1562 г. царем Иваном IV был издан указ о наследовании княжеских вотчин по прямой нисходящей линии. В случае отсутствия наследников вотчины отписывались в дворцовое ведомство. В результате возникли государевы дворцовые волости, куда вошла и Гвоздна.
Рядом с поселком Белоозерским на южной оконечности д. Юрасово сохранилось старое православное кладбише. До 1960 года на краю кладбища стояла деревянная Космо-Дамиановская церковь(в 1960 г. церковь сгорела). Здесь когда-то и находилось сельцо Гвоздна, а позже — — одноименный погост — центр Гвоздинской волости. Об этом свидетельствует множество архивных документов.
По четвертой ревизии 1781-1782 годов в деревне Ашитково было 13 дворов, 35 душ мужского и 58 душ женского пола.

В 1783 г. по указу императрицы Екатерины II село Бронницы становится городом и одновременно — уездным центром. В Бронницкий уезд вошла и Гвоздинская волость с деревней Ашитково.
В 1796 г. император Павел 1 именным указом пожаловал штаб-медику своего двора большое поместье (1500 душ крестьян) в Бронницком уезде Московской губернии. Поместье получил известный в те времена и всеми уважаемый тайный советник и «доктор медицины и хирургии» Иван Филиппович Бек.
В состав пожалованного имения вошли: сельцо Михалево, деревни Фомино, Никулино, Забусово, Юрасово, Золотово, Алешине, Исакове, Щельпино, Ашитково и Губино. При Беках были образованы еще три деревни: Ивановка, Александровка и Надеждино. Обратим внимание, что села Фаустова в составе владений Бека нет.
Место для господского дома Иван Филиппович Бек решил выбрать недалеко от Бронниц, на красивом левом берегу реки Москвы, в Михалеве, получившем при Беках второе название — сельцо Беково. В Михалево со временем переместился и центр одноименной волости.

В деревне Ашитково в 1796 г. было 14 крестьянских дворов, в которых проживало 56 душ мужского и 65 женского пола. Ашитковские крестьяне в начале 19 века жили небогато, работали на себя и на помещика, занимались земледелием, заготовкой сена, извозом, рыбалкой, охотой, держали домашнюю скотину. Здешние земли бедные, поэтому все более значимым становится надомное ткачество, наиболее крепкие и предприимчивые семьи заводят у себя раздаточные конторы, где выдают надомникам нитки, а принимают готовую ткань нанку и тик, робко пока еще строят домашние красильни и пропиточные цехи — каландрии.
Ашитковские жители до 1878 г. в церковь ходили за реку. Там, на высоком берегу Нерской, находился погост Николы Нерского, стояла старинная деревянная церковь Святителя Чудотворца Николая. По преданию это место было отмечено царем Федором Алексеевичем, охотившимся в этих местах и повелевшим поставить на склоне крутого холма (коренного берега Нерской) часовню. В ведомости о церкви сообщается, что церковь построена в 1767 году тщанием прихожан. В 1886-1889 годах к деревянному зданию на деньги прихожан (в основном, ашитковских) пристроены два теплых каменных придела и величественная колокольня.
Старицу Нерской под холмом вдоль дороги на Пуково старожилы Ашиткова называли «Иордань». Это отголосок того далекого прошлого, когда здесь, на еще не заросшем русле реки, священниками церкви Николы Нерского совершался обряд крещения.
После смерти Александра Ивановича Бека поместье, куда входило и Ашитково, было поделено между двумя его внучками Верой и Марией. Мария Ивановна фон Бек, дочь рано умершего поэта И.А. Бек и княгини М.А. Вяземской, в очень молодом возрасте по любви становится женой графа Александра Николаевича Ламсдорфа (1835—1902). Ламсдорфы (Ламбсдорфы) Старинный род, происходящий из Вестфалии, в начале 15 века переселившийся в Прибалтику. Дед Александра Николаевича Матвей Иванович (1745 — 1828) с 1764 г. на российской службе, дослужился до генерал-поручика, в 1800 г. ему доверили воспитание великих князей Николая, будущего царя Николая I, и Михаила
Павловичей. Матвей Иванович пользовался особым благорасположением       императрицы Марии Федоровны, в 1817 г. он возведен «нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство», с 1822 г. — член Государственного совета. Отец Александра Николаевича — Николай Матвеевич (1804 — 1877), генерал- лейтенант, участник русско-турецкой войны 1828-29 г.г. и подавления Польского восстания 1830-31 г.г., с 1837 г. директор Лесного и Межевого института, в 1843-51 г.г. управляющий, а затем директор Лесного департамента.
Дядя Александра Николаевича — Константин Матвеевич, поручик лейб-гвардии Семеновского полка, в 26 лет погиб под Бородиным в августе 1812г.
Младший брат — Владимир Николаевич (1844 — 1907) в 1862 г. окончил Пажеский корпус, служил на разных должностях в Министерстве иностранных дел, пройдя путь от переводчика и делопроизводителя (1866-1875) до министра иностранных дел (1900- 1906). Обладал огромной работоспособностью, пользовался поддержкой и покровительством министра финансов С.Ю. Витте, оказал большое влияние на формирование российской внешней политики.

Во 2-й половине 19 века в России наблюдался промышленный подъем. После отмены крепостного права в 1861 г., крестьяне платили помещику выкуп и становились от него относительно независимыми. Дворянские и графские поместья давали все меньшие доходы, а промышленная деятельность, наоборот, становилась все более привлекательной. Наверное поэтому гордый граф, в роду которого были в основном государственные служащие, решил попробовать себя на хозяйственном поприще. Первым делом Ламсдорф решил позаботиться о постройке усадьбы в полученном в наследство имении. Выбор пал на Ашитково, приятно сознавать, что чем-то приглянулась графу наша деревня в середине 19 века. Ламсдорфом в 1871 г., еще до завершения наследственных дел (а в права наследства граф с детьми вступили только в 1876 г.), на имя своих детей Николая, Павла, Дмитрия и Марии у ашитковских крестьян Балашовых был куплен участок земли в 1 десятину ( 1,1 га) с находящимся на нем 2-х этажным каменным домом. В советское время в этом доме клуб, библиотека, фабричные квартиры. Через 3 года граф прикупил еще 2 участка земли по 1200 кв. сажень (по полгектара) у братьев Абрамовых. Два маленьких деревянных дома крестьян Андриана и Агапа Абрамовых стояли рядом с 2-х этажным каменным домом Балашовых, справа от него.

От ближайшей железнодорожной станции Фаустово к ашитковской усадьбе графа через лес мимо «хутора на бору» была проложена грунтовая, обрытая кюветами дорога. Старожилы до сих пор называют ее «графской», она постепенно зарастает, поскольку с конца 19 века к дороге не прикасалась рука хозяина. «Хутор на бору», доставшийся графу в наследство от Беков, в то время состоял из двух небольших одноэтажных деревянных флигелей и двух домиков для дворового люда.
С постройкой усадьбы графа Ламсдорфа небольшая деревня Ашитково стала волостным центром. Отмена крепостного права пробудила у местных крестьян хозяйственную инициативу: люди начали интенсивно заниматься сначала ручным надомным, а потом машинным промышленным ткачеством, отделкой и продажей тканей.
Начиная с 70-х годов 19 века здесь на средства зажиточных местных крестьян ведется большое строительство: строятся жилые двухэтажные дома с «духовым» отоплением, красивая церковь Воскресения Христова с богато украшенным резным иконостасом, дорогими заказными иконами, колоколами общим весом 1500 пудов (главный колокол весил 707 пудов).
Возникают раздаточные конторы для ткачей-надомников, лавки, строятся каландрии, красильни, а на окраинах села поля фильтрации для красилен.
С 1861 по 1910 г. в Ашиткове построено 75 жилых, в том числе 26 двухэтажных, и 35 промышленно-производственных  зданий. В селе работает ежегодно от двухсот до трехсот строительных рабочих: плотников, каменщиков, штукатуров, маляров, печников, землекопов. Большое количество возчиков возят строительные материалы: лес, камень, кирпич, известь, кровельное железо, песок, глину, дрова. В Ашиткове, с образованием волости,  было построено здание волостной управы с холодным карцером, или как в народе метко называли — «расправы». Позже, сразу после смерти графа, управа-расправа со всеми хранящимися там документами сгорела, но была отстроена вновь. В советское время здесь размещалась детская врачебная консультация.Строительство в Ашиткове поддерживалось местными «полевыми» кирпичными заводиками. Один из них располагался у леса на краю Климовки.
В 1875 г. в Ашиткове построена первая школа — 3-х классная начальная на 50 мест, в 1877 г. в связи с постройкой храма Воскресения деревянную школу передвинули ближе к дому Абрамовых, а в 1910 — за ветхостью разобрали, поставив на этом месте кирпичное здание церковно-приходской школы, сохранившееся до настоящего времени.
В с. Ашитково усадьба графа просуществовала 10 лет, в 1881 г. участок земли вместе с домом были проданы за 100 тыс. руб. ашитковскому крестьянину Андрияну Трифоновичу Павлову, который позже построит здесь на окраине села ткацкую фабрику. На месте сгоревшего «хутора на бору» Ламсдорф отстроил новую усадьбу с парком и зимним садом, хозяйственными постройками и домами для прислуги. Позже (1899-1900) в имении графа строится и освящается домовая Вознесенская церковь, приписанная к ашитковской церкви Воскресения. Территория вокруг усадьбы обносится кованым металлическим забором, благоустраивается, сосновый лес тщательно очищается от валежника, лиственного подлеска и очень строго охраняется от порубок, в лесу устраиваются круговые дорожки для катания на лошадях, которые можно проследить и сейчас.
По ходатайству Александра Николаевича на железной дороге в 1882-83 г.г. построен полустанок, получивший название Ашитково, переименованный в 1923 г. в ст. Виноградово, в память о начальнике станции Сергее Ивановиче Виноградове. От полустанка граф через лес проложил железнодорожную ветку до своего имения. Песок на подсыпку ж.д. полотна возили на подводах крестьяне соседних деревень с песчаного пригорка в лесу. Так образовался любимый детворой губинский овраг. По трассе некогда существовавшей ж.д. ветки сейчас проходит прямая как стрела дорога от Виноградова в сторону Губина.
Железнодорожная ветка была подведена к построенному близ имения пивоваренному заводу. Завод заработал, рядом в лесу были разбиты делянки для выращивания хмеля. В 1893 г. Строительное отделение Московского губернского правления разрешило графу построить «на 67 версте гл. линии Московско-Казанской ж.д. близ остановочного пункта Ашитково… мукомольную мельницу на 3 постава и сенопрессовальню на 2 пресса с паровыми двигателями». В лугах были проведены обширные мелиоративные работы, закуплены и посеяны многолетние продуктивные кормовые травы.
Однако развернуться по-настоящему Ламсдорфу в Ашиткове помешали какие-то обстоятельства: может быть, нездоровье графа (он умер в Ашиткове в феврале 1902 г.) или неумение вести хозяйственные дела в условиях тогдашней России. Пивоваренный завод оказался убыточным во многом по причине воровства пива. Мукомольней, построенной у станции, в начале 20 века уже владеет военное ведомство. Семья его сиятельства графа Александра Николаевича Ламсдорфа за счет предпринимательства в Ашиткове не разбогатела, в 1906 г. умирает сын графа, а его дочь, графиня Мария, доживает в имении до революции, лишается всего и, по преданию, сходит с ума.

После Октябрьской революции  Ашитково, будучи волостным селом с действующим Воскресенским храмом,  вплоть до 1929года оставалось центром волости. Национализированные фабрики и дома, принадлежащие до революции семьям, сыгравшим важную роль в развитии волости, фамилии которых (Павловы, Балошовы, Котеревы, Гусевы, Абрамовы) благодаря внукам и правнукам сохранились до наших дней, новая власть использует для собственных нужд. Огромное материальное наследство, доставшее советам от прежнего режима в первые годы советской власти (вероятно по причине неумения вести дела) не давало положительных результатов. Зато приобретённый после октябрьской революции опыт как отобрать и поделить подталкивал рабоче-крестьянские инспекции искать новые жертвы для пополнения казны молодого государства. Богатое хорошо отлаженное хозяйство, принадлежащее церковной общине Воскресенского храма воспитавшей немало верующих, получивших известность далеко за пределами Ашитковской волости, в первые годы советской власти оказалась не по зубам рабоче-крестьянским инспекциям молодого государства. Уже при советской власти, в 1917-1920 годах, Воскресенская церковь села Ашитково продолжает рекомендовать своих воспитанниц в монастырские обители для служения вере в Христа.
Послушница Александра (урожденная Абрамова Александра Николаевна), родилась в 1892 году в крестьянской семье, села Ашитково Московской губернии. В 1919 году получив необходимые рекомендации, поступила в обитель «Ново-Алексеевского женского монастыря«, основанного в Красном Селе рядом с Крестовоздвиженской церковью в 1837году. По традиции в обители располагались золотошвейная и иконописная мастерские. У стен монастыря находились усыпальницы с постоянно горящими лампадами, многих известных фамилий. В период с 1887 по 1891 года на территории монастыря был построен храм Всех Святых. Анализируя старые фотографии Ново-Алексеевского монастыря, можно суверенностью сказать, что при строительстве Всехсвятского храма использовались мотивы русского зодчества, выполненные из красного кирпича. В годы советской власти Ново-Алексеевская обитель разделила судьбу многих тысяч монастырей разбросанных по всей России. В 1924 году обитель закрыли для верующих, а спустя два года разрушили. Фамильные усыпальницы снивелировали для строительства автомагистрали. Здания храмов с многовековой историей использовали для различных хозяйственных нужд. Послушница Александра, в месте с последней игумнией обители в Красном Селе Марией Преженцовой, не найдя в себе сил отказаться от веры в Христа, одна из немногих осталась жить в монастырском здании после его закрытия новой властью. В конце 1930 года по обвинению в «антисоветской агитации»Александра Николаевна была арестована и осуждена на три года ссылок. Дальнейшая судьба неизвестна.

Село Ашитково, находясь в лесном массиве, на коренном берегу реки Нерской не имея свободных земель, полностью было ориентировано на ткачество. Октябрьская революция, разделившая крестьян на белых и красных, в первые годы советской власти не дала ожидаемых результатов. Борьба с богатством привела к полному обнищанию крестьян. Вследствие чего положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Ткацкая мануфактура Павловых, доставшая советам, (переименованная в Красный октябрь, вероятно в силу разрыва сложившихся десятилетиями отношений) не приносила доходов. Аналогичная картина наблюдалась и в соседних волостях Московского уезда. Анализируя сложившуюся ситуацию, советы отказываются от политики военного коммунизма, заменив её на десятом съезде РКП в 1921 году, новой экономической политикой НЭП. Получив таким образом экономическую свободу, трудолюбивые крестьянские семьи за короткий период существенно смогли улучшить благосостояние своих семей. Наряду с ткачеством в тридцатых годах в селе процветает торговля, многие семьи, имеющие выездных лошадей, занимаются частным извозом. Таким образом, уже к концу 1924 года наметилось новое расслоение, поделившее в конце двадцатых годов крестьянские семьи на бедных, середников и кулаков.
Почувствовав от частного предпринимателя внутреннюю угрозу, советы уже в 1929 году вступают во временной период сплошной коллективизации. Земли, завоёванные отцами и дедами, отходят вновь образованному в селе колхозу имени Культурной революции. Всех, кто не желал разделить судьбу бедных, ограничив в избирательных правах, облагали непосильными налогами. В первые годы коллективизации отказаться от нажитого непосильным трудом имущества смогли лишь чуть более десяти процентов крестьянских семей. Аналогичная картина наблюдалась и в соседних волостях Бронницкого уезда. Веками сложившийся образ жизни, вера в бога, действующий Воскресенский храм, всё это, по мнению партийного, руководства и являлось тормозом колхозному движению. Приобретённый во времена Октябрьской революции опыт внутренней борьбы очередной раз пригодился советам и в борьбе с церковью. Основной удар как следовало, и ожидать был нанесён уездному городу Бронницы, его святыни — старинному собору Михаила Архангела. В конце тридцатых годов на площади возле храма установили памятник Владимиру Ильичу Ленину. После чего, усилив антирелигиозную пропаганду в учебных заведениях и обьеденив в начале сороковых годов в своих рядах комсомольские ячейки советы вступают в период гонений на церковь. Так в 1931 году советы устраивают показательное закрытие православного Михаилоархангельского собора основанного в Бронницах ещё в первой половине 15 века. (После закрытия в здании разместился архив. Вновь передано верующим в 1990 году. Сейчас является главным храмом Бронницкого благочинного округа). На процедуру закрытия главной святыни в городе Бронницы были направлены и группы активистов из деревень Ашитковского района, которые в последствии регулярно принимали участия в митингах на главной площади города. Сороковые годы двадцатого столетия были особо трагичны для верующих прославлявших веру в Христа. Многие тысячи храмов разбросанные по всей России были унижены и поруганы. По стране прокатилась машина, под колёсами которой оказались миллионы ни в чём неповинных сынов и дочерей.

Выровняв репрессиями и сплошной коллективизацией благосостояние крестьянских семей и имея бесчисленное множество дешёвой рабочей силы, сконцентрированной в лагерях, разбросанных по всей России, молодое государство приступает к формированию общества с новыми ценностями.

В национализированных домах открываются дошкольные учреждения. Во вновь образованных советами районах, сменивших волости и уезды, организовываются механизированные бригады, которые начинают обслуживать колхозы окрестных деревень. В селе Ашитково правление МТС расположилось в двухэтажном здании, напротив правления колхоза имени Культурной революции, находившееся к тому времени на первом этаже здания, в котором до октябрьской революции находилась волостная управа. Под руководством Павловой Александры Васильевной правление колхоза имени Культурной революции в середине тридцатых годов принимает решение о расширении пахотных земель. На отвоёванных у лесов землях начинают выращивать овощные культуры длительного хранения. Село Ашитково и деревня Губино, находясь в шаговой доступности, друг от друга, развивались как одно поселение. Наличие рабочих мест на ткацких мануфактурах Красный октябрь и Пионер, общественный труд в колхозах, совместные дошкольные детские заведения, школы, спортивные праздники, всё это к концу тридцатых годов сплотило крестьянские семьи. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, в 1938 году партийное руководство Виноградовского района принимает решение о закрытии Воскресенского храма в селе Ашитково. (После закрытия в храме устроили зернохранилище).

По рекомендации партии Александра Васильевна Павлова назначается председателем Губинского сельского совета, находившего в то время в здании семьи Ивановых. Не спокойная мировая обстановка вызванная фашизмом уже во всю шагающего по европейским странам, заставляла всё чаще и чаще задумываться власти на всех уровнях о грядущей войне. В конце тридцатых годов в селе Ашитково и деревне Губино, силами военных комиссариатов регулярно проводятся обучения мужчин призывного возраста обращению с оружием. Надеясь на мощь современного по тем временам оружия, мужчины с удовольствием принимают участия в спонтанных ликбезах, проводимых зачастую на деревенских подворьях. В учебных заведениях вводится обязательный предмет, обучающий учащихся обращению с оружием. Всем было понятно о неизбежности  войны с фашисткой Германией, но никто не мог предположить, что грядущая война затянется на долгие четыре года, принеся в каждую Ашитковскую семью боль и горечь. Имена и фамилия уроженцев села Ашитково, отдавших свои жизни в годы ВОВ за светлое и мирное будущее,  навсегда застыли на мраморных плитах памятника установленного в семидесятых годах возле Воскресенского храма села Ашитково.
Победив, в самой кровавой в истории человечества войне, истосковавшийся по мирной жизни народ начал восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Уничтоженный за военные годы лес, увеличил площадь пахотных земель колхоза имени Культурной революции. На отвоёванных таким образом у лесов землях начинают возделывать картофель и овощные культуры длительного хранения. Возросший ещё в годы ВОВ спрос на ткацкую продукцию вернул селу Ашитково статус промышленного села. В пятидесятых годах часть пахотных земель отходит под строительство вновь образованных улиц, а всё что осталось, отходит   Щельпинскому колхозу имени Тимирязева. В доставшихся от старого режима фамильных домах открываются больница, промкомбинат по пошиву одежды, почта, приют для осиротевших детей. Для проживания иногородних в селе строятся жилые бараки, для строительства которых разобрали деревянный храм Пресвятой богородицы с Пятницким пределом, что на урочище Захаровка (1 км. Севернее деревни Губино). Всё что не смогли увезти, сневилировали бульдозером, навсегда похоронив под грунтом многовековую историю селения на берегу и сейчас протекающей возле урочища реки Захаровки. Развивающая после войны огромными темпами промышленность, требовала с каждым годом всё больше и больше рабочих рук. Недостаток рабочих, частично восполняли деревенские женщины и молодые мамы, находящиеся в отпусках по уходу за детьми. В семьях без стариков, (выполняющих роль нянек), детей с трёхмесячного возраста приходилось отдавать в Ашитковские ясли-интернат, которые воспитали не одно поколение послевоенной детворы. Приобретённый за годы ВОВ опыт политического воздействия на общество сыграл огромную положительную роль в воспитании послевоенных поколений.

Стремление создавать и строить, помогло народу в короткие сроки восстановить разрушенное войной народное хозяйство. Строительство нового общества, вместе со спортивным образом жизни, подкреплённое постоянно проводимыми соревнованиями по всевозможным видам спорта, наполняло жизнь молодёжи небывалым энтузиазмом и стремлением к победе. Во всех подразделениях силами партийных и комсомольских организаций проводились всевозможные виды социалистических соревнований. Творческие коллективы, имея на своём вооружении национальные музыкальные инструменты, постоянно удивляли завоевавший победу народ своими новыми проектами.  В каждом подразделении независимо от формы собственности имелись спортивная команда, хор, добровольная пожарная дружина. Ткацкие мануфактуры Красный октябрь и Пионер, будучи одними из крупных предприятий Виноградовского района имели в своём штате театральную труппу и народный хор которые постоянно давали различные представления и концерты в усадьбе Ламздорфа ставшей к тому времени культурным центром. В начале пятидесятых годах на реке Нерской, была построена вышка для прыжков в воду, после чего регулярно стали проводиться соревнования по водным видам спорта. Не смотря на то, что кресттьянекие семьи обложенные после ВОВ огромными натуральными налогами с трудом справлялись с налоговым бременем, жизнь с каждым прожитым после войны годом становилась всё более интереснее. В деревнях и сёлах Виноградовского района всё чаще начинают задумываться о повышении уровня образования крестьянских семей.

К сожалению,  описание истории  села Ашитково на этом заканчивается. Но оно вполне достаточно для того, чтобы посмотреть, например, на привычное здание обветшалой фабрики у шоссе, которое постоянно попадает в поле зрения при подъезде к селу Ашитково. Ашитково поражает изобилием старой архитектуры. По сторонам главной улицы села в кустах сирени прячутся двухэтажные кирпичные и деревянные дома, щедро украшенные каменным узорочьем и деревянной резьбой, они будто соперничают друг с другом в декоративном убранстве. Многие из них заколочены или брошены. Эти постройки, вероятно, относятся ко времени процветания  местной ткацкой фабрики. Протяжённая улица упирается в некое подобие площади, на которой безраздельно царствует пятиглавая Воскресенская церковь. И история села Ашитково будет неполной, если в ней не будет найдено место для описания истории этой церкви. К счастью, по этому вопросу мы тоже можем обратиться к первоисточнику    (http://www.ashitkovo-hram.ru/history.htm).

 

Краткая историческая справка о церкви Воскресения Христова села Ашитково Воскресенского района Московской области

Первые упоминания о Церкви Воскресения Христова с. Ашитково мы находим в разрешении на строительство новой каменной церкви, полученном в конце 1874 года из Москвы «от Архиерейского управления». Строительство церкви было начато в 1875 году по проекту архитектора В.О. Грудзины на средства и «иждивением купца Платона Ивановича Балашова» и закончено в 10 декабря (ст. ст.) 1878 года, полным освящением построенной церкви Преосвященным Амвросием епископом Дмитровским, викарием Московским.

Потомственный почётный гражданин, купец 1-ой гильдии Платон Иванович Балашов, устроитель храма долгое время был бессменным старостой храма. «Умер от простуды (80 лет) 13 октября (по ст. стилю) 1915 года и похоронен при церкви».

Позже, церкви приписана домовая церковь при имении графа Ламздорфа, при с. Ашитково во имя Вознесения Господня.

По метрическому описанию 1887 года церковь Воскресения Христова с. Ашитково: «Кирпичная с белокаменным цоколем и деталями, она оштукатурена и побелена. Архитектура здания сочетает каноны классицизма с формами псевдорусского стиля». По другим источникам* сообщается, что «основу объёмной композиции составляет невысокий (до 14 м внутри) квадратный четырёхстолпный храм с центральной апсидой», боковыми фронтонами, двускатной ломанной, с ендовами, крышей, окрытой металлом и «глухим пятиглавием, образованным деревянными каркасными барабанами с железной обшивкой». «Гранёные луковичные главы усложнены декоративными рёбрами» и орнаментом. «Коробовые и парусные, пониженные в закрестовьях (до 9 м) своды варьируют крестово-купольную систему». «Обширный притвор соединяет храм с трёхъярусной столпообразной, более 40 метровой каменной колокольней, «массивная глава которой перекликается с верхами. «В архитектуре колокольни широко использованы национальные мотивы — двойная арка с гирьками в проёмах звона, венчающие кокошники, аркатура на барабане. Сдержанная архитектура основного объёма сложилась под воздействием различных художественных направлений, в т.ч. поздней псевдоготики и «репетовского» стиля». «Внутреннее пространство расчленено системой столбов и арок на различные по площади и высоте компартименты, подчинённые повышенной центральной ячейке с красивым парусным сводом. Три, стоящие в ряд, иконостаса с иконами — главный в пять, боковые в три яруса — современны церкви. Деревянные с крупными формами, они покрыты глубокой резьбой и позолочены» жёлтым и частично зелёным золотом. « В той же манере исполнена надпрестольная сень. У столбов имеются киоты, покрытые измельчённым растительным орнаментом псевдорусского стиля. Полы в храме дощатые из лиственницы». «На стенах и сводах сюжетная и орнаментная масляная живопись с обилием позолоты». «Сдержанная» архитектура деревянных иконостасов и киотов с иконами – современны церкви.

По мнению художника — реставратора высшей категории Иванова И.А. (2004 г.): «Настенная ‘живопись в храме выполнена восковой темперой по гипсоизвестковой штукатурке».

Величественный пятиглавый храм с внутренней площадью более 600м2, один из самых больших в Воскресенском районе. Храм имеет три престола, стоящих на одной линии: главный — во имя Воскресения Христова, правый — во имя Иверской иконы Божией Матери, левый — во имя Святителя и Чудотворца Николая. Наиболее чтимы в храме следующие святыни:

  1. Иерусалимская икона Божией Матери, у правого столпа в четверике. До 1917 года её носили Крестным Ходом по селениям Прихода. Традиция Крестного Хода по селениям Прихода восстановлена в 2002 году.
  2. Владимирская икона Божией Матери, в киоте перед правым клиросом.
  3. Иверская икона Божией Матери в иконостасе в Иверском приделе.
  4. Смоленская икона Божией Матери в иконостасе между Главным и Никольским Пределами. На день её памяти(28июля/ 10 августа) ежегодно до 1930 года между с. Ашитково и д. Щельпино устраивали сельскую ярмарку с каруселями.
  5. Икона Святителя и Чудотворца Николая в киоте перед левым клиросом.
  6. Икона св. мучч. Кирика и Иулитты с северной стороны левого столпа в четверике. Особенно почиталась жителями д. Губино, где летом в период пожаров икону особенно часто носили по Казённому концу (Козиха).
  7. Икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками в клеймах с южной стороны правого столпа в четверике (принесена с Афона).
  8. Частицы св. мощей, в ковчеге перед солеёй: святителя Феофана Затворника Вышенского, святителя Тихона патриарха Московского, Рязанских святителей, священномучеников Александра и Феодора Вышегородских.
  9. В ковчегах под  престолами частицы мощей священномучеников Константина Богородского, Александра и Феодора Вышегородских пресвитеров.
    Со дня освящения храма здесь служили:

— с 1878 года священник — Илия Николаевич Богоявленский, первый священник храма;
— с 1880 года диакон Михаил Герасимович Захаровский(+ 28.01.1884 ст. стиль), похоронен у алтаря церкви;
— с 1884 года диакон Сергей Алексеевич Пушкинский;
— с 10.11.1885 г. (ст. стиль) священник, позднее протоиерей, Феодор Сергеевич Некрасов

(+5.10.1930 г. ст. стиль), прослуживший в храме более 40 лет, похоронен у алтаря церкви;
— с 1895 года диакон Евграф Васильевич Захаров;
— с 1905 по 1917 г. (более поздних сведений нет) диакон Константин Воздвиженский;
В начале декабря 1929 года упоминается протоиерей Сергий, который служил в это время в храме и,по воспоминаниям прихожан, в период с 16 декабря по 22 декабря крестил младенца Анну Зиняеву, уроженку д. Щельпино, родившуюся 16.12.1929 г. Вскоре, в декабре 1929 года, протоиерей Сергий был арестован;
— с 1930г. до 31.12.1937г протоиерей Леонид Николаевич Ржецкий;
— с 11.06.1936 протодиакон Виктор Андреевич Шеховцев (упоминается до 10.01.1937 г.);
— в 1937 г. упоминается диакон Александр Петрович (?);
— с 18.09.1989 настоятель священник (с 1999 – протоиерей, с 2015г. – митрофорный протоиерей) Евгений Васильевич Каштанов.
— с 18.04.2009г. вторым священником иерей Сергий Котерев (с 2013 года – настоятель Успенского храма с. Константиново, Воскресенского района Московской области).

— с 01.04.2015г. вторым священником иерей Михаил Хомутский.
— В 1992 и 1998 годах в храме совершал Божественную литургию митрополит Крутицкий и

Коломенский Ювеналий (Поярков), а в 1989, в 1994, 2009 годах службу совершал архиепископ

Можайский Григорий.

— 19 июля 2015 года совершал Божественную литургию епископ Роман Серпуховской.
Храм был закрыт в 1938 году. В 40х годах в нем было устроено зернохранилище с сушилкой зерна, с ежегодной закладкой более 300 тонн семенного зерна, что продолжалось вплоть до открытия храма в 1989 году.

В начале восстановления храма обнаружилось, что, хотя церковная утварь полностью утрачена, но, милостью Божией, пусть и со значительными утратами, требующими реставрации, сохранились: основания престолов, частично: деревянный пол, боковые и входные двери, купола с крестами, иконостас, большие киоты, часть икон. Стеновая живопись из-за плохой кровли сильно пострадала.

Иерейское освящение правого Иверского предела Божией Матери состоялось 1 октября 1989 года иерейским чином игуменом Иннокентием (Язвиковым), протоиереем Георгием Бреевым, протоиереем Александром Сайгушевым, священником Иоанном Ермолаевым, священником Евгением Каштановым. С этого времени в храме регулярно в пятницу вечером, в субботу утром и вечером, воскресенье, двунадесятые, великие и чтимые праздники совершаются Богослужения и Божественная литургия.

В 1991 году малым освящением был освящен Главный предел храма во имя Воскресения Христова.

19 июля 2015 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия епископ Роман Серпуховской с собором священников освятил полным освящением Воскресенский храм с. Ашитково.

Ежемесячно с участием прихожан проводятся субботники по уборке храма и территории вокруг храма. Постепенно, при активном участии прихожан, храм возрождается, приобретая черты былого благолепия. Хотя ещё многое предстоит воссоздать, уже проведена часть восстановительных работ:

С 1989 года в храме отреставрированы многие иконы: Боголюбская икона Божией Матери с частицей мощей свят. Ионы, митроп. Московского; Иерусалимская икона Божией Матери; свят. Митрофания Воронежского с частицей мощей святого; преп. Сергия Радонежского, с частицей мощей святого и д.р.. Вновь написаны большие иконы: Св. Живоначальной Троицы с преподобным Александром Свирским (2004г.) приложена к мощам преп. Александра Свирского в Александро — Свирском монастыре (Петербургская Епархия); Архангела Гавриила (северные диак. Врата) (2002г.); Преображения Господня (2003г.), местный ряд иконостаса; Спас Нерукотворный для иконостаса (2004г.); Святителя Спиридона Тримифунтского (2003г.), прпп. Кирилла и Марии Радонежских (2007г). Вновь написаны средние чтимые иконы: Блаженной Матроны Московской (2003г.) приложена к раке св. Блаженной Матроны в Москве (2003г.), Св. праведного Иоанна Кронштадского (2002г.) приложена к гробнице св. праведного Иоанна Кронштадского в Петербурге (в 2003г.).

На колокольне храма вновь с 1992 года звонят 3 больших (640 кг, 250 кг, 92 кг) и 5 малых колоколов, пожертвованных благотворителями.

При храме с 2002 года ежемесячно выходит бесплатная приходская газета «Воскресный листок» тиражом 200 экземпляров, где рассказывается о жизни прихода, есть «Детская страничка», расписание богослужений.

При библиотеках школы №31 и школы №39, окормляемых Приходом, размещены несколько полок с книгами церковно-исторического содержания (до 350 книг в каждой школе).

С 1996 года на Приходе в праздник Крещения Господня ночью с 18 на 19 января организуется Крестный Ход из храма на р. Нерскую (~500м), где совершается Великое освящение воды.

С 2002 года на Приходе начиная с Недели Всех Русских святых в течении 4-х дней, при большом стечении молящихся совершается Крестный Ход с храмовой обновлённой иконой Божией Матери «Иерусалимская» по селениям Прихода (с. Ашитково, д. Губино, д. Щельпино) с несколькими водосвятными молебнами в каждом селении.

При храме производятся и проводились значительные сезонные работы:

  1. С 1992 по 1998 годы для отопления храма и подсобных помещений использовалось около 200мЗ угля. С 1998 года на отопительный сезон используется до 350 м3 дров,    жертвуемых ОЛХ «Виноградовский», которые, необходимо распилить, наколоть, транспортировать в котельную. В 2009 году оформлены документы, приобретено и смонтировано пожертвованное благотворителями газовое оборудование, с ноября 2009 года котельная работает на природном газе.
  2. В тёплое время года проводятся работы по благоустройству клумб и газонов, заготовке овощей.
  3. С 1998 по 2012 годы восстановлена стеновая живопись в храме.
  4. Восстанавливаются храмовые иконы и деревянная резьба в храме.
  5. Постоянно проводятся ремонтные работы на фасаде храма и других зданиях у храма.
  6. Ежедневно в благотворительной столовой при церкви питается до 18 человек, в праздники и воскресенье — до 25 человек.

При храме с 1991 года организована детская, а с 1996 года и для взрослых Воскресная школа.

В 2014 году при Воскресной школе трудились 8 преподавателей, которые ведут следующие классы: кулинарии, столярный, резьбы по дереву, театральный, рисования, иконописи и Закона Божия. Общее число учащихся детской Воскресной школы около 40 человек, взрослой воскресной школы – 20 человек. Учащиеся Воскресной школы Прихода принимают активное участие во всех мероприятиях Воскресенского благочиния и Московской епархии. С 1994 года для детей Воскресной школы организуется детская Рождественская ёлка (было до 40 детей), переросшая с 2004 года в детскую Рождественскую ёлку для детей с. Ашитково с подарками, детским спектаклем, конкурсами. В 2016 году на детской Рождественской ёлке участвовало около 250 детей. С 1997 года организуется Пасхальное поздравление учащихся Воскресной школы, с 2002 года расширившееся до поздравления и праздничного концерта и праздничного спектакля в сельских Домах Культуры Прихода. С 2013 года на Св. Пасху около храма ежегодно силами воскресной школы при храме организуется Пасхальная ярмарка с представлением, конкурсами, пирогами и д.р. для детей и взрослых.

При храме с 1993 года работает Приходская библиотека, насчитывающая на конец 2015 года — 3900 церковно — исторических книг.

На территории храма запланировано строительство Крестильного помещения, где также планируется разместить ещё два класса Воскресной школы и подсобные помещения.

В самом храме продолжаются работы по реставрации иконостаса и икон, реконструкции резьбы иконостаса и киотов, реставрации большой надпрестольной Сени, текущие ремонты фасадов, отопления и вентиляции.

 

Приписные храмы

 

В приходе церкви Воскресения Христова с. Ашитково  с давних времен недалеко от деревни Губино  существовала часовня. По воспоминаниям старожилов,  на этом месте было запланировано строительство деревянного Никольского храма. Были завезены бревна для строительства, но как только срубили несколько венцов, поднялся сильный ветер, который унес все щепки из-под топоров на другой берег реки Нерской на Пукову гору. Приняв  это событие, как указание Божие,  было решено деревянную Никольскую церковь поставить там, на поляне горы, а здесь срубить небольшую часовню во имя святителя Николая.

Храм во имя Святителя Николая на Пуковой горе у погоста в Х1Х веке сгорел, на его месте был построен большой  каменный 4-х престольный Никольский храм. На святом месте около д.Губино у источника была построена деревянная часовня, которая  в советское время не ремонтировалась и была разрушена. В 60-е ХХ века годы было потрачено много физических и технических сил, денег для уничтожения этого места. Ключик много раз засыпали, выравнивали с полем, но неведомыми путями вода вновь пробивалась. По свидетельству очевидцев,   работавшие в совхозе «Виноградовский»  доярки разбавляли молоко, полученное от коров водой из ключика, чтобы долго не портилось. Один из руководителей совхоза, узнав об этом,  приказал засыпать источник. Однако, чудесным образом, невдалеке источник вскоре снова пробился на поверхность.  Местные жители каждый раз его благоустраивали. В 80-е годы ключик  сохранился в виде небольшого неглубокого  колодца накрытого крышкой.  И  в советское время были явлены чудеса исцеления от его воды.  По рассказам, в 40-х годах ХХ века был случай чудесного исцеления женщины от безплодия от воды Никольского ключика.

Со слов очевидцев  был  и другой чудесный  случай  на ключике Святителя Николая у д.Губино.

Мой сын, Василий А.Т., родился 8 февраля 1956 года. Сначала он не болел и был крещен после 40 дней. Когда ему было полгода, случилась беда, он перестал есть; поест молоко, грудь – через 10 мин рвёт. Куда я только не ездила: в больницы, к бабкам (в т.ч. под Рязань), в институт, — прописали сыворотку, таблетки, но ничто не помогало. Сын не плакал, а только стонал. В это время мы с мужем  строили дом в д. Исаково, а жили временно в д. Щельпино в доме моей сестры Е. А. С. (умерла в 1994г). Через 2 недели после поездки в Рязань, сестра пришла с работы (работала в с. Ашитково на фабрике), и говорит мне, поехали на ручеёк  в Губино (был февраль 1957 г.). Ещё засветло сына в санки и пошли пешком по тропинке в д. Губино, шоссейки ещё не было. Пока везли его к ключику, он не кричал, а просто пищал, тихо так. Пришли на ключик, мне было страшно, руки трясутся, ведь окунать нужно, я  сначала умыла его и говорю: «Что будет, то будет, уж жить, так будет жить, а не жить, так один конец». И я его прямо в колодец и окунула 2 раза, он весь синий, я забоялась третий раз окунать. Налила в 3-х литровую банку воды из колодца, сына закутала в одеяло и пошли домой. Решили зайти в д. Губино на Козиху к женщине, которая работала на фабрике вместе с моей сестрой. Зашли к ней в дом, сын ничего, лежит, спит, руку засунула в одеяло – дышит, не кричит. Были недолго, даже чай не пили, пошли домой лесом мимо Дома отдыха по стежке, дальше полем.

Пришли домой, сын спит. Приходит с работы муж и спрашивает: «Куда ездили?». Я молчу, никуда не ездили. Сын спал сутки или даже двое. На третий день как заорёт у нас, все эти дни водой которую взяли с ключика я мочила ему губы и вроде ничего, так не ел и не пил ничего. Отец говорит «Это куда-нибудь ездили». Потом мы с сестрой мужу все рассказали. Когда сын проснулся, я стала поить его и умывать водой с ключика. Через 3 дня стала кормить – он стал есть нормально. Бог миловал – живет, долго после этого не болел./Записано 25 ноября 2005 г. со слов Клавдии. А.Т. протоиереем Евгением  Каштановым/

13 июня 2005 г., в понедельник, продолжение «Дня России» в нашем приходе произошло значительное событие:  состоялся субботник по благоустройству территории у ключика Святителя Николая у д. Губино.    Замечательно то, что отношение к народному богатству приобретает народный характер. Субботник после молебна, отслуженного прямо у источника, возглавил глава Ашитковского сельского округа О.В. Сухарь вместе с замом Н.А. Ивановым. В работах с лопатами и косами приняли участие более 25 местных жителей и прихожан Воскресенского храма с. Ашитково. Положено благодатное основание  на строительство деревянной часовни, приписанной к церкви Воскресения Христова с. Ашитково, по ходатайству благочинного Воскресенского округа священника Сергия Зиброва  от  митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия дано благословение на строительство надкладезной  часовни  во имя святителя Николая чудотворца.   Проведено  несколько субботников у этого святого места, чтобы благоустроить и сам источник, и место вокруг.

В соответствии с решением Собрания представителей Воскресенского района от 15.10.96 г. №20/5 получено разрешение на строительство.

Строительство надкладезной часовни проводилось в несколько этапов, за которые поручились  В.А. Скударёв ( +2011)  и  Н.В. Колчин по согласованию с главой Ашитковского сельского округа О.В. Сухаря и настоятелем церкви протоиереем Евгением. Был устроен фундамент,  деревянный сруб с куполом и ограждение.

30 марта 2007 года произошло новое знаменательное событие. При молитвенном участии Главы поселения Ашитковское О.В. Сухаря и жителей д. Губино около строящейся  на источнике часовни Святителя Николая был совершен «Чин на поставление креста на верх крова новосозданной церкви», и новый крест был водружен  на  недавно покрытый купол часовни. Поставление креста возглавил благочинный Воскресенского округа священник Сергий Зибров в сослужении протоиерея Евгения Каштанова. В 2008 году  проведены  работы по укреплению склона берега с благоустройством прилегающей территории, устроена маршевая лестница к  источнику.

Часовня Святителя Николая площадью 3.00 х 3.00 метра (9 кв.м.) у д. Губино, участок площадью 1572 кв.м, расположенный в 600 м на восток от д. Губино Воскресенского района Московской области, в поле, на краю обрыва около старого русла р. Нерской, на расстоянии 200 м  от реки Нерской, /Из Пояснительной  записки  по «Строительству часовни Святителя Николая у д. Губино»/.

Архиерейское  освящение восстановленной часовни явилось для всех прихожан следующей вехой в истории. В субботний день Светлой седмицы 25 апреля 2009 года произошло знаменательное событие для прихода храма Воскресения Христова с. Ашитково. В храме  была  совершена Божественная литургия, которую  возглавил архиепископ Григорий Можайский, викарий Московской епархии. В соборном служении приняли участие также 6 священников, 2 диакона Воскресенского благочиния и благочинный Егорьевского благочиния игумен Никодим. За богослужением молились: Глава муниципального образования Воскресенский район Ю.Ф. Слепцов  и Глава  Ашитковского сельского поселения  О.В.Сухарь. По завершении службы владыка совершил освящение вновь построенной Никольской часовни на месте Никольского ключика у д. Губино Воскресенского района Московской области.

Вода в источнике — без вкуса, приятная.  Не оскудевает число желающих взять воды, подаваемой  нам по молитвам святителя Николая чудотворца из этого  источника.

Ежегодно в ближайший день после 19 мая  при значительном стечении прихожан  у  Никольской часовни  совершается водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю чудотворцу.

 

*            *            *

 

09 декабря 2015 года от Управляющего Московской епархией получено благословение на строительство Никольского храма в д. Расловлево, храм приписан к приходу Воскресенского храма с. Ашитково. Утвержден эскизный проект Никольского храма. Собираются средства для строительства Никольского храма на Пуковой горе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Справочник по населённым местам Московской губернии. — Московский статистический отдел. — М., 1929. — 2000 экз.
  2. Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  3. Алфавитный перечень населённых пунктов муниципальных районов Московской области (RTF+ZIP). Развитие местного самоуправления на территории Московской области. Проверено 1 февраля 2013. Архивировано 11 января 2012 года.

 

Автор: Информация

3 Комментария “АШИТКОВО-СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

Добавить комментарий