Региональное отделение по Москве и Московской области
Общероссийской общественной организации СОЮЗ САДОВОДОВ РОССИИ |
||
129090, г. Москва ул. Мещанская, д. 9/14 ОГРН 1037739615913 ИНН 7708130916 |
Тел.: (495) 532-81-68 Факс: (495) 692-95-96 info@souzsadovodovmos.ru
|
Дорогие друзья. 6 сентября 2018 года состоится семинар «Союза садоводов России» и Университета садоводов в рамках образовательной программы «Ликбез для садовода». На семинаре мы рассмотрим тему, актуальную для всех регионов России: «Самостоятельная подготовка к суду: девять обязательных шагов». В частности, разберем пошагово, как готовиться к суду, как зарегистрировать новый Устав, а также рассмотрим, как изменится судебная практика в связи с вступлением в силу ФЗ-217 (до 01.01.2019 г. и после 01.01.2019 г.) по спорам, связанным с заключением договоров на пользование объектами инфраструктуры; по взысканию задолженностей (при наличии и отсутствии заключенных договоров); по оспариванию собрания.
Семинар проведут Динара Хакимова, юрист общественной приемной «Союза садоводов России», Людмила Бурякова, руководитель общественной приемной «Союза садоводов России».
Место проведения: Москва, ул. Измайловский Вал, д. 2. Университет «Синергия» (3 мин. от метро Семеновская). Номер аудитории Вам сообщат на входе.
Начало: 16.00 по московскому времени (регистрация для очных участников с 15.00).
Запись на семинар по тел. +74955328168, +79645966162 или по эл. почте: info@souzsadovodovmos.ru (Сообщайте полностью фамилию, имя, отчество, название СНТ, ОНТ, ТСН, ДНТ, ДНП, район, область)
__________________________________________________
Получив такое приглашение, мы не могли пропустить этот семинар и конечно же на нем побывали. Опустим вопрос о «Девяти обязательных шагах при самостоятельной подготовке к суду» (он записан на диктофон и при необходимости может быть изучен более детально) и остановимся на вопросе об изменениях в судебной практике в связи с вступлением в силу ФЗ-217.
Главное, на что было обращено внимание на семинаре – это необходимость внесения изменений в Устав или принятие нового Устава в соответствии с требованиями нового закона.
Действующий Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ. На семинаре обсуждалось, что отменяет и что вводит новый Закон, а также что следует исключить из действующих Уставов и что новое нужно в него включить.
Что отменили?
— Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ ( ст. 4 Закона 217-ФЗ).
— Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала ( ст. 11 Закона 217-ФЗ).
— Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;
— Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ).
-Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
Что ввели нового?
— В Законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения); вводится понятие границы территории садоводства, определяемой проектной документацией, являющимися нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.2, ст3 п5). Участки и строения, выходящие за границы территории садоводства, должны быть в них возвращены.
— Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
— Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
-Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно); для нашего товарищества максимальное число членов правления должно составлять 11-12 человек.
— Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ).
— Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
— Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества. Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные. Заключение специального договора с индивидуальными садоводами теперь не требуется. Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
— В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания
— Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
— Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
— Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания).
— Закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ): цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ).
— Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;
— Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-
________________________________________________
За отсутствие изменений в Уставе с 01.01.2019г никаких штрафных санкций пока не предусмотрено. Вместе с тем, если Законом предусмотрено изменение статей, уже имеющихся в Уставе, но эти изменения в Устав не внесены, то Устав, в части применения этих статей, будет не соответствовать Закону и применяться не должен. Судебные решения будут применяться на основании Закона, а не Устава.
Пример – ст 17 п 2 ФЗ-217 изменяет перечень вопросов, требующих квалифицированного голосования в 2/3 голосов от числа присутствующих на собрании. Ранее применялись и были записаны в Уставе требования к голосованию по этим же вопросам простым большинством проголосовавших «за» от числа присутствующих на собрании. Данное положение Устава не соответствует Закону.
Пример – ст.14 п 1 ФЗ-217 устанавливает только два вида взносов – членские и целевые , а также вводится оплата за изготовление копий, запрашиваемых в правлении документов. Это исключает из перечня ранее существовавших взносов вступительных и любых дополнительных взносов ( в нашем случае это оплата грузового транспорта и оплата за неучастие в коллективных работах, которые новым законом также не предусмотрены.)
Размер взносов определяется на основании приходно –расходной сметы и финансово-экономического обоснования, которое в действующих Уставах не предусмотрено. Оно является самостоятельным документом и утверждается общим собранием.
Этой же статьей определяется единственная форма внесения взносов и оплаты проводимых платежей — безналичный расчет через расчетный счет товарищества в банке, чего в уставе также нет. При этом определен исключительный перечень расходов, на которые могут быть потрачены членские и целевые взносы. Оплачивать электроэнергию членскими и целевыми взносами категорически нельзя.Открывать и закрывать расчетный счет в банке теперь можно только по решению общего собрания.
Если Законом по каким-то положениям предусмотрен диапазон их применения, а ранее принятые Уставные положения укладываются в этот диапазон и изменения по ним не вносились, то судебные решения будут применяться на основании Устава.
Пример – ст 16 п.5 ФЗ-217 – законом предусмотрен максимальный срок, на который избираются выборные лица товарищества — до 5 лет, однако оговаривается, что этот срок устанавливается Уставом. Если в уставе уже прописан срок занятия выборных должностей 2 года и изменения не вносились, то этот срок укладывается в предусмотренный законом диапазон и продолжает действовать до внесения изменений.
В случаях, когда применение отдельных положений закона ФЗ-217 вступает в противоречие с положениями действующих гражданского, земельного, градостроительного и других Кодексов РФ, то судебные решения принимаются на основании положений соответствующих кодексов.
Пример – ст17 п. 25 предусматривает, Протокол каждого общего собрания подписывается Председательствующим на собрании и к протоколу прикладывается список с подписями участников собрания ? Как можно с них собрать подписи под протоколом? Что здесь имеется в виду авторами закона? Если имеются в виду регистрационные листы, то почему нельзя было написать об этом прямо? В этом случае следует руководствоваться ст.181.2.п.3 ГК РФ, устанавливающей положение о подписании протокола общего собрания председателем и секретарем собрания.
_____________________________________________
Надеемся, что в нашем Товариществе с нового года новый закон будет соблюдаться и судебная практика будет не нужна.
2 Комментария “КАК ИЗМЕНИТСЯ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЗ-217 ?”-
-
lantana
(14/09/2018 - 21:09)Очень хорошо подан материал, спасибо. Судя по публикации, на сегодняшний день самой важной задачей является подготовка проекта Устава. Овчинникова Н.В упустила возможность выбрать на общем собрании комиссию, которая в зимний период могла бы выполнить эту работу. Творческие возможности Аксеновой Е.И. уже известны и оценены на примере разработки Положения о ревизионной комиссии. Сама по себе эта работа над проектом Устава не только ответственная, но и очень объемная, при этом для начала нужно подготовить обоснованные предложения для общего собрания по выбору нормативов, по которому закон предусматривает вариантность. И хотя в статье сказано, что пока штрафных санкций за отсутствие изменений в Уставе не будет, очевидно, что долго так продолжаться не будет. И должно быть стыдно, ходя по судам, представлять не правомочный Устав.
И еще интересный момент — цитата : «…вводится понятие границы территории садоводства, определяемой проектной документацией, являющимися нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.2, ст3 п5). Участки и строения, выходящие за границы территории садоводства, должны быть в них возвращены.» Что это значит? Все крайние участки, которые расширились за счет территории муниципальных и лесных земель будут уменьшены на величину захваченной земли? А куда же смотрит Аксенова? Не этим ли участкам она разрешила «на свой страх и риск сажать цветочки, потому что там пожарные машины не ездят?»? И как, в этом случае, быть с работой над Уставом?
nikolay
(19/09/2018 - 23:42)Очень важно обращено внимание на необязательность выборов председателя на пятилетний срок. Это возможно только в стабильно живущих СНТ и при полной поддержке тех, кого избирают Уверен, что недобросовестные председатели СНТ, будут опускать предлог «до», а неграмотное население будет им верить. Но мы читаем законы на портале, поэтому знаем и подскажем другим.