КАК БУДЕМ ПРОВОДИТЬ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ В 2019 ГОДУ? РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ О НОВОМ ЗАКОНЕ.

КАК БУДЕМ ПРОВОДИТЬ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ В 2019 ГОДУ? РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ О НОВОМ ЗАКОНЕ .

Не претендую на истину в последней инстанции, но думаю, что 45 лет юридического стажа, работа руководителем  юридической службы в крупной краевой некоммерческой организации, практическая работа в  судах до настоящего времени  и четыре отбытых срока  председателя правления садоводческого товарищества  дают мне право оценивать положения Закона 217-ФЗ объективно и  с точки зрения его будущего  практического применения.

Первое, с чем нужно свыкнуться, что ранее действовавший Федеральный Закон «О садоводческих, огороднических и дачных  некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года, в который неоднократно вносились изменения, дополнения, к которым мы только стали привыкать, утрачивает свою силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ. Именно утрачивает, а не изменяется или дополняется. Ни одно положение Закона 66-ФЗ с 01.01. 2019 года не применяется.

Как мы ругали этот Закон, а сейчас понимаем, что нормы о проведении общего собрания в форме собрания уполномоченных, отнесение  к компетенции Правления, если это установлено Уставом, вопросов избрания председателя, порядка уведомления членов о собрании, наличие общественного контроля за соблюдением законодательства в товариществе, императивная норма о возможности удостоверения доверенности члена СНТ на участие в собрании председателем товарищества,  давали органам управления товарищества реальную возможность провести собрание и принять необходимые решения. Но с принятием Закона 217-ФЗ  процедура созыва и проведения общего собрания  настолько осложнилась, что  многие председатели запаниковали, а кое-кто решил отказаться от столь «почетной» должности любым путем, вплоть  до выхода из членов и расставания с любимым садовым участком.

                        СЛЕПИЛИ ИЗ ТОГО,ЧТО БЫЛО

Чем руководствовался законодатель, приравняв садоводов  к собственникам жилых помещений, одним махом сравняв крупные СНТ, созданные богатыми землевладельцами с их дворцами   и малые  товарищества рядовых граждан?  Есть в праве такое понятие «аналогия  закона», под  которой понимается выход из  конкретной ситуации путем применения нормы закона, регулирующей сходные отношения. Вот и думать не надо: выдернули часть из одного закона, часть из другого, похоронили лучшее, родили худшее, слепили из того, что было, а теперь нам нужно все это полюбить. А чтобы полюбить, надо очень хорошо свалившееся на нас «счастье» из 55 полностью переработанных законодателем статей  изучить и осмыслить как с юридической, так и с практической точки зрения.Давайте разбираться.

  1. Как будем проводить общее собрание членов садоводческого товарищества в 2019 году

Наибольшее возмущение  в чате председателей СНТ вызвали положения нового Закона (далее Закон 217-ФЗ) о полномочиях органов управления, порядке проведения собрания товарищества. Не буду сравнивать их с предыдущими, поскольку как уже сказала с 01.01.2019 «их тут не было».

Глава 16  Закона 217-ФЗ определяет порядок управления товариществом и контроль за его деятельностью. Высшим органом, как и прежде, является общее собрание членов товарищества. Исполнительный орган существует в двух видах: единоличный – председатель товарищества (ранее председатель правления) и коллегиальный – правление товарищества. Контрольный орган – ревизионная комиссия (ревизор).

Исполнительные и контрольные органы избираются собранием на срок, установленный Уставом, но не  более 5 лет, т.е. срок их деятельности оговаривается Уставом. Это может быть и один, и два, и три и четыре года, но не более пяти.

ПЛОХО оговорен порядок избрания этих органов: тайное (по бюллетеням) или открытое голосование (на усмотрение общего собрания). Количество раз для избрания в исполнительные органы не ограничивается.

Интересная новелла п.6 статьи 16  Закона 217-ФЗ, определяющая, что избранные в  исполнительные органы  лица осуществляют свои полномочия до избрания новых органов. Столкнулась сама с  требованием

обслуживающего банка выдать новый протокол, об избрании председателя

совпадающий день в день с датой проведения предыдущего собрания по избранию: — У Вас истек срок полномочий!  Вы не имеете права распоряжаться счетом,   делайте протокол нужной датой. —  Но у нас собрание запланировано на другое число и месяц.

В общем,  дошла до юристов банка, «которые никого не принимают».   После ссылки  на ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о том, что до внесения в ЕГРЮЛ данных о другом руководителе мои полномочия сохраняются, на  судебную практику  – успокоились, но  « в порядке исключения».  Теперь беспокоить занятых юристов не надо.

В Статье 17 Закона 217 –ФЗ  изложены  правила подготовки и  проведении общего собрания. Причем практически  все нормы статьи носят

императивный характер, то есть это категорические, строго обязательные веления, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Поэтому оптимистические заявления  некоторых председателей об изменении  положений Закона 217-ФЗ  путем внесения « очень полезных»  норм в Устав, не приведет  ни к чему хорошему. Действующий в праве принцип  верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами (в данном случае Уставом) сделает «полезные» нормы ничтожными.

 Мнение индивидуалов учтут

Компетенция общего собрания членов товарищества определена в части 1 статьи 17 Закона 217-ФЗ. Особенностью этой нормы является то, что  по вопросам, указанным в пунктах 4-6, 21 и  22 части 1 настоящей статьи,   решение принимается с учетом голосов садоводов, не являющихся членамитоварищества, чьи участки расположены в границах территории садоводства. Назовем их «индивидуалы»

Это вопросы приобретения земельных участков у государства и муниципалитетов, решение о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о передаче недвижимого имущества общего пользования в общую долевую собственности собственников земельных участков, в собственность государства или муниципалитета, определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов членами товарищества и платы от не членов, утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов и платы.

Таким образом, индивидуалы вовлекаются в деятельность садоводческого товарищества наряду с членами и их голоса учитываются при голосовании на общем собрании по вышеуказанным вопросам. Не требуется привлекать индивидуалов:  для внесения изменений в устав, избрания органов управления и ревизионной комиссии, определения условий оплаты их труда, распределения участков, утверждения отчетов председателя, правления,  ревизионной комиссии, приходно-расходной сметы и др. вопросы, касающиеся исключительно членов товарищества.

Каждый голос в цене

Почему законодатель обязал нас согласовывать часть вопросов с индивидуалами становится понятно из диспозиции статьи 5 Закона 217-ФЗ, которая обязывает индивидуалов вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования и услуги  и работы товарищества наравне с членами товарищества. Эта норма также носит императивный характер, поэтому никаких договоров с индивидуалами  не требуется. Сам факт того, что их участки входят в границы товарищества, влечёт

обязанность вносить установленную плату.

Таким образом,  в садовом товариществе появилось два вида платежей физических лиц, из которых складывается бюджет: взносы членов и плата индивидуалов. И те и другие должны быть утверждены собранием.

По самым актуальным вопросам компетенции собрания (устав, исполнительные органы, приобретение имущества, распределение земельных участков, утверждение сметы, размер взносов и платы, реорганизация и ликвидация)   установлено голосование квалифицированным числом голосов  2/3 от общего числа присутствующих на собрании членов (п. 2 части 1статьи 17), а присутствовать для обеспечения кворума для принятия решений  должно более 50 %  членов товарищества или их представителей.

При подсчете голосов следует  не забыть учесть результаты голосования индивидуалов (п.3 ст.17) по установленным Законом вопросам.

И вот тут возникает вопрос,: каким образом учитывать эти голоса, если подсчет ведется « от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества»? Последняя формулировка присутствует во всех пунктах статьи 17 ,касающихся подсчета голосов.

Правила для протокола

Обратимся к п. 25 статьи 17 Закона 217-ФЗ, которая разъясняет правила оформления протокола: в случае участия в общем собрании индивидуалов результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего  собрания членов товариществ оформляются по правилам предусмотренным для оформления результатов голосования членов  товарищества. Сами правила, изложенные в этом же пункте обязывают нас приложить к протоколу «список с подписью каждого члена товарищества либо  его представителя, принявших участие в собрании».

Это указание Закона 217-ФЗ вызвало настоящую панику среди участников председательского  чата. Успокаиваю коллег: не надо каждое решение, протокол собрания  подписывать всеми присутствующими, достаточно приложить регистрационный список  с подписью каждого о присутствии. Вот только списков или, как мы их называем листов регистрации, надо два —членов и индивидуалов. И в протоколе нужно отразить голосование и тех и других отдельно, поскольку «не члены» голосуют, как уже отмечено выше, по ограниченному кругу вопросов.

  1. Как оповестить членов товарищества и индивидуалов о собрании.

Выбираем способ оповещения о собрании
Не буду касаться вопроса об очередности общего собрания, но коснусь вопроса порядка оповещения о проведении.

П. 13,14  статьи 17 Закона 217-ФЗ обязывает нас уведомить участников собрания  не менее чем за две недели до дня его проведения. Если вы сделаете это раньше — за три недели, за месяц и т.п., это не будет нарушением. Главное иметь письменное доказательство, что вы это сделали.

Закон предлагает 4 вида уведомления:

-по адресу, указанному в реестре товарищества;

-размещением на сайте товарищества (при его наличии);

-размещение на информационном щите, расположенном в границах территории;

-сообщение в средствах массовой информации, определенной субъектом РФ.

Выбор вида уведомления за вами, но доказательства уведомления должны быть  «железными». Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда  РФ N 25 (п. 111) от 23.06.2015 , общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети Интернет, на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества. При этом общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.

 

Самое доступное, экономичное и любимое всеми размещение на информационном щите на территории товарищества, но оно и самое недоказуемое. В судебной практике принимаются за доказательство цифровые фото- и видеоматериалы с датой съемки, подкрепленные свидетельскими показаниями. Так что, вывешивая объявление, озаботьтесь о фиксации этого факта. И сохраните само объявление.

— Направление уведомления по адресу доказывается  почтовой квитанцией заказного письма с уведомлением, По правилам Почты России с описью вложения заказное письмо отправить нельзя. Только ценное! (Приказ ФГУП «Почта России» о 06.07.2005 № 261) . Но на бланке уведомления  имеется окошечко, в которое вы вписываете, что именно вы отправили: «уведомление о проведении собрания СНТ « Василек». Можно отправить ценное письмо с уведомлением,   вложение в которое заверяется работником почты. После получения извещения о поступлении заказной корреспонденции на его имя адресат обязан явиться в почтовое отделение с документом, подтверждающим его личность и отметкой о месте прописки.
Почтовые отправления заказного типа могут храниться в отделении почты до 30 дней, а потом подлежат возврату отправителю с пометкой «адресат не явился для получения письма». Для того чтобы письмо было доставлено по адресу отправки, на нем должна стоять пометка «вручить лично адресату», а извещение ему курьер или почтальон оставляет лишь в том случае, если его

почтовые затраты, которые достаточно значительны.

Более быстрый и надежный способ курьерская отправка, но она еще более дорогая.

Размещение на сайте товарищества, если таковой имеется, также требует доказательств. Размещение информации  в сети Интернет — очень зыбкая среда хранения данных, допускающая манипуляции содержимым так, как захочется администратору сайта. И уровень доверия к такому способу оповещения  априори невысок.  Собственноручная распечатка скриншота (снимка экрана компьютера) для суда значения не имеет. Если мы выведем на принтер страницу интернет-издания, где размещены спорные сведения, или сохраним ее на каком-либо носителе, а затем представим суду, это означает: мы не представили ничего. Для обеспечения доказательства необходимо  прибегать к дорогостоящему и громоздкому заверению интернет-страниц нотариусом, потому что иными средствами доказать, что «объявление на сайте  было» не получится.

Размещение в средстве массовой информации доступный и экономичный способ. Согласно письму Департамента земельных и имущественных отношений Администрации Приморского края  от 15.08.2014 N 20/27254 таким средством массовой информации является «Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края». Но нужно обязательно внести данный способ оповещения в Устав с указанием названия средства массовой информации.

Если в повестку собрания включены вопросы, требующие решения индивидуалов, их также надо оповестить вышеуказанными способами.

3.Как будем голосовать.

Закон 217-ФЗ предусмотрел для нас три формы голосования на  общем собрании членов товарищества: очная,  заочная,  очно-заочная. С очной (путем совместного присутствия для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) мы хорошо знакомы, как говориться « собаку съели».

Проведение заочного (опросным путем) собрания по вопросам, где для принятия решения требуется квалифицированное число голосов 2/3 членов,   запрещает  п.22 Статьи 17 Закона 217-ФЗ. Поскольку это именно те вопросы, которые мы рассматриваем ежегодно на очередных собраниях, эта форма заведомо «мертворожденное дитя» законодателя.

И наконец, очно-заочная форма голосования при  проведении общего собрания членов садоводческого товарищества. Появилась эта форма голосования впервые в 2015 году при внесении изменений в статью 47 Жилищного кодекса. Особенность этой формы голосования заключается в сочетании, как совместного присутствия собственников, так и опроса не присутствующих. Кодексом предусмотрена возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Жилищным Кодексом в п.5.1 статьи 48 детально расписывается содержание решения собственника, не присутствующего на очном собрании:

1) сведения о лице, участвующем в голосовании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался».

При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования  решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. Приказом  Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 411/пр. утверждены  Методические рекомендации по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

В нашем случае рекомендаций по вопросам, что должно  содержаться в  протоколе очно-заочного собрания, как до дня проведения собрания узнать, кто будет на нем присутствовать, а кому нужно направить варианты решения и в какой форме, как подсчитать голоса присутствующих и не присутствующих членов и индивидуалов, нет и вероятно не скоро будут.

Законодатель бездумно применив аналогию  права и разработку Закона 217-ФЗ исходя исключительно из  того что речь идет о праве собственности, не учел очень существенного различия:  собственники жилья живут в одном доме и  по одному адресу, а собственники садовых участков совсем наоборот.  Поэтому возникает  два вечных русских  вопроса «Кто виноват?» и « Что делать?»

Источник : http://primdacha. Автор   Ходыкина Ольга  22 Окт, 2018 |

Автор: Информация

5 Комментария “КАК БУДЕМ ПРОВОДИТЬ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ В 2019 ГОДУ? РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНТ О НОВОМ ЗАКОНЕ.

  • Какая умница автор этой статьи. Понятно что юрист и законы знает. Но и ведь и практики не занимать Повезло же людям что у них такой председатель. А у нас вроде и женщина председатель и юрист при ней есть. А всё как-то не туда. Эта статья скорее для них. Но и нам хорошо. Хоть есть возможность самим узнать как надо. А то привыкли что начальник всегда прав.

  • Совершенно разные люди говорят об одном и том же — закон работать не будет. Судьям не позавидуешь, когда пойдут туда иски на нарушения, которые по сути своей могут единственно возможным выходом из противоречивых положений закона.

  • Согласна, членам СНТ, правление которого возглавляет грамотный и ответственный человек, можно позавидовать.

  • У нас никак нельзя избирать правление на 5 лет. Необходимо оставить 2 года, причем, если правление не будет заниматься внутренними делами СНТ, прислушиваться к мнению садоводов, то перевыборы проводить уже через год.

  • Очень полезная статья. По вопросу выборов председателя — никто не обязывает избирать председателя правления на 5 лет. Это только наш председатель публично объявила на собрании, «что на следующий год будем избирать председателя на 5 лет», то ли по не знанию, то ли по умыслу упустив указанное в законе коротенькое наречие «до». Хотя я лично не вижу проблемы в избрании председателя на такой длительный срок, но это возможно только в стабильно однородном коллективе при взаимном уважении и доверии . Но это,к сожалению,не наш случай. В то же время закон значительно упрощает процедуру освобождения проблемного председателя от выборной должности, что практически от него не зависит. Напомню, что в 2017г действующее правление отреагировало на собранные подписи членов товарищества отказом в проведении внеочередного общего собрания.

Добавить комментарий