Для размещения на ПОРТАЛЕ СНТ «Виноградово» (обращение Бакановой Н.Ю. к членам СНТ)
Уважаемые члены СНТ!
Обращаюсь к вам с просьбой внимательно ознакомиться с правовыми положениями, на которых должно основываться ваше решение на предстоящем общем собрании по вопросу о дифференцированном членском взносе.
Сразу озвучу свою позицию — я не против дифференцированного взноса, более того, считаю его правильным, так как он действительно необходим для обеспечения социальной справедливости. Вместе с тем, вопрос не может быть решён односторонне — только для тех, кто на законных основаниях оформил в собственность дополнительную землю и платит за неё дополнительный земельный налог. В этом случае не будет обеспечено требуемое законом равноправие, так как в товариществе ещё большое число садоводов, которые незаконно владеют неоформленной в собственность увеличенной площадью своих участков. И они не только не будут оплачивать повышенные взносы, но и оплата земельного налога за них опять ляжет на других членов СНТ, как это происходит сейчас. Поэтому именно этот вопрос сегодня является первоочередным. Кроме того, действующий в настоящее время Федеральный закон 217-ФЗ внёс дополнительные коррективы в решение данного вопроса.
Именно об этом я, как член РК и член товарищества, которому не безразлично то, что происходит в СНТ, 14.05.2020 направила в правление свои предложения по этому вопросу. Правление мне не ответило, но позже на официальном сайте СНТ «Виноградово», в качестве приложения к сообщению об общем собрании № 18, появилась дополнительная информация — без пояснений опубликованы документы:
— обращение Бакановой Н.Ю. от 14.05.2020;
— положение о выводе земли вдоль Центральной улице от 2000 года;
— решение Президиума Верховного суда РФ от 02.07.2014 «Об оплате за излишки земли».
Я хочу поблагодарить правление за публикацию моего письма на сайте, так как это предоставляет возможность тем, кто заходит на официальный сайт, познакомиться с содержанием вопроса о дифференцированном членском взносе по существу и по закону.
Вместе с тем, не могу не сказать, что разместив на официальном сайте СНТ «Виноградово» два других документа — «Положение о выводе земли вдоль Центральной улице от 2000 года» и Решение Президиума Верховного суда РФ от 02.07.2014 «Об оплате за излишки земли», члены правления, в очередной раз, показали свою полную несостоятельность в вопросе управления товариществом, предложив членам СНТ в 2020 году руководствоваться при принятии решения о дополнительном взносе документами, утратившими силу.
Так, опубликованное правлением «Положение о выводе земли вдоль Центральной улицы от 2000 года» не может являться основанием для принятия сегодняшнего решения общим собранием. Само название этого Положения говорит о его назначении: по смыслу — это организованный правлением вывод общественных земель, конкретный объект -Центральная улица. Поэтому оно не распространялось на другие территории товарищества. Кроме того, в части установления обязательной оплаты дополнительного взноса за выделенную жителям Центральной улицы землю, Положение было принято в нарушение действующего в то время законодательства, о чем говорилось в недавно прошедших судебных заседаниях.
Опубликованное Решение Президиума Верховного суда РФ от 02.07.2014 «Об оплате за излишки земли», не имеет самостоятельного значения и включено в Обзор судебной практики, составленный Верховным Судом РФ по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями за 2010-2013 год» (далее «Обзор»), со ссылками на соответствие прекратившему свое действие в 2018 году Федеральному закону от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ.
Ссылаться в 2020 году на документы такой давности, по меньшей мере, не корректно, а по существу — безграмотно.
Из названия «Обзора», который был опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ №1 за январь 2015 года видно, что это анализ судебной практики по всем направлениям деятельности СНТ, и в нём нет такого названия, как приведенное правлением, «Об оплате за излишки земли».
Привожу достоверный текст той части «Обзора», в которой говорится об интересующем нас вопросе (раздел 2.2.):
Размер членских взносов может быть установлен в зависимости от размера участка, принадлежащего члену садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, или установлен в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков.
«Изучение дел показало, что у судов возникают вопросы при рассмотрении дел о взыскании членских взносов или об оспаривании решения общего собрания об установлении размера членских взносов, что обусловлено, в частности, тем, что Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов, давая лишь определение членских взносов, под которыми понимаются денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (статья 1 указанного федерального закона.
Представляется, что с учетом такого правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов (статья 21 названного федерального закона) необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование.
Вместе с тем, не исключается возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, установления обязанности по уплате членских взносов в размере, кратном количеству принадлежащих члену объединения земельных участков, поскольку наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка.»
Исходя из содержания этого текста, можно сделать однозначные выводы:
— Редакция Федерального закона 66-ФЗ, действующая в 2010-2013 годах устанавливала лишь обязанность по уплате одинакового размера членского или иного взноса и не устанавливала возможность их различия для отдельных садоводов в зависимости от каких-либо критериев;
— Общее собрание обладало исключительным правом на установление размеров взносов, соблюдая при этом принцип равноправия и исходя из их экономического обоснования;
— Верховный суд РФ в своих выводах не обязывает общее собрание СНТ применять дифференциацию взносов, а лишь «не исключает возможность установления размера членских взносов в зависимости от размера участка».
Однако наше правление, как всегда, вольно трактует законы и преподносит членам товарищества от имени Верховного Суда РФ своё понимание вопроса: «Общее собрание членов некоммерческого объединения принимает решение о размере взносов на год и определяет сроки, в течение которых взносы должны быть уплачены». Таких слов в тексте «Обзора» нет.
В 2018 Федеральный закон 66-ФЗ был отменён и с 2019 мы живём по 217-ФЗ.
Нормы дифференцированных взносов в 217-ФЗ расширились. Но новый закон, так же как и ранее приведенная выдержка из «Обзора», не обязывает общее собрание дифференцировать размер взносов в зависимости от приведённых в законе критериев, но предоставляет общему собранию право на такую дифференциацию и право на выбор для этой дифференциации любого из предлагаемых законом критериев или их совокупности.
Такой вывод можно сделать на основе анализа ст. 14 Закона № 217-ФЗ, устанавливающей, что если уставом не предусмотрено увеличения размера взносов в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, то размер взносов предполагается равным для всех членов товарищества.
Поэтому на собрании в 2020 году нужно обсуждать, во-первых, необходимость и обоснованность введения дифференцированных взносов, а в случае положительного решения рассмотреть все предлагаемые законом критерии, а не только размер земельного участка. И выбор, который будет сделан, необходимо в установленном порядке внести в устав СНТ и тогда установленный общим собранием порядок будет законным и постоянным. А конкретный размер дифференцированных взносов будет ежегодно определяться общим собранием на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования. Такой порядок заложен не только в 217-ФЗ, но и в Разъяснениях Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениях в части порядка оплаты членами садоводческих и огороднических товариществ членских и целевых взносов 04.02.2000 № вн.3.12-24/103.
Но, повторяю, реализовать решения по дифференциации взносов, если такие решения будут приняты и внесены в устав, будет возможно только после завершения работы по межеванию всех участков и земли общего пользования.
Баканова Н.Ю.
_________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ
И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2020 г. N вн3.12-24/103
РАЗЪЯСНЕНИЯ
КОМИТЕТА ГД ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ
И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В ЧАСТИ ПОРЯДКА ОПЛАТЫ ЧЛЕНАМИ
САДОВОДЧЕСКИХ И ОГОРОДНИЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ ЧЛЕНСКИХ
И ЦЕЛЕВЫХ ВЗНОСОВ
Законом N 217-ФЗ предусмотрена обязанность внесения взносов исключительно на расчетный счет товарищества. Возможности установления уставом товарищества иного способа сбора взносов Законом N 217-ФЗ не предусмотрено.
Введение указанной нормы вызвано большим количеством жалоб на не целевое и неконтролируемое расходование денежных средств товарищества, в связи с частым нарушением установленного порядка ведения кассовых операций, и направлено на повышение прозрачности финансовой деятельности товарищества.
При этом сбор денежных средств, хранение их на территории товарищества (здание правления, дом председателя) и учет на бумажных носителях неустановленного образца (тетрадки, блокноты и т.д.) не являлось надлежащим ведением кассовых операций, за нарушение которого статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Вместе с этим использование расчетных счетов позволит установить полный контроль граждан за движением денежных средств, однозначно устанавливать факт уплаты взносов и их размер.
В отношении соотношения указанных положений Закона N 217-ФЗ и статьи 861 Гражданского кодекса следует отметить, что согласно пункта 4 статьи 49 Гражданского кодекса особенности гражданско-правового положения отдельных организационно-правовых форм юридических лиц, их отдельных видов и типов могут устанавливаться федеральными законами.
Таким образом, установление специальных особенностей в отношении товариществ соответствует общим положениям гражданского законодательства. В числе прочего к таким особенностям относятся и вопросы уплаты взносов членами указанных товариществ.
В соответствии со статьей 14 Закона N 217-ФЗ в рамках ведения финансово-хозяйственной деятельности товарищества предусмотрено внесение членами такого товарищества членских и целевых взносов. Целевые взносы по своей природе являются разовыми платежами, покрывающими нерегулярные расходы товарищества (строительство дороги, покупка трактора, газификация).
Размер и срок внесения такого взноса определяется решением общего собрания членов товарищества.
Напротив, членские взносы тратятся на регулярные расходы товарищества (поддержание дороги в удовлетворительном состоянии, зарплаты дворникам, сторожам, оплата освещения улиц и т.д.). Такие расходы в целом прогнозируемые и могут быть просчитаны в приходно-расходной смете товарищества и обоснованы в финансово-экономическом обосновании.
В связи с этим порядок уплаты таких взносов не должен меняться год от года и должен быть установлен уставом товарищества.
Таким образом, в целях недопущения злоупотреблений со стороны органов товарищества Законом N 217-ФЗ четко разграничены регулярные платежи и нерегулярные. По регулярным платежам (членским взносам) можно определить размер и периодичность внесения один раз и сразу на целый год или несколько лет.
В связи с таким регулированием направления расходования членских взносов закреплены закрытым перечнем, установленным Законом N 217-ФЗ. Необходимость внесения нерегулярных платежей (целых взносов), в том числе их размер и срок внесения, должны каждый раз устанавливаться общим собранием членов товарищества.
При этом полагаем целесообразным в приходно-расходную смету также закладывать необходимые суммы на ремонт имущества общего пользования, в том числе в случае экстренных аварийных ситуаций (прорыв трубы, обрыв линии электропередач). Это позволит в случае наступления такого события экстренно не проводить внеочередное собрание членов товарищества, а осуществить немедленный ремонт за счет членских взносов.
В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества. Уставом товарищества может быть установлена формула, по которой рассчитывается размер взноса. Такая формула может учитывать только два параметра: площадь участка и (или) суммарная площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке.
Обращаем внимание, что установление различного размера взносов для разных членов товарищества, в том числе использование сразу двух критериев (площадь участка и площадь объектов) или каждого в отдельности, или установление одинакового размера взносов для всех членов товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
Например, взносы могут рассчитываться следующим образом:
<размер взноса> = <кол-во кв. м. участка> x <кол-во руб. за 1 кв. м. участка> + <кол-во кв. м. дома> x <кол-во руб. за 1 кв. м. дома>.
Данная возможность установлена Законом N 217-ФЗ исходя из разных случаев организации тех или иных товариществ. Так, например, в некоторых товариществах есть несколько землепользователей, у которых земельные участки существенно большей площади, чем у остальных членов (например, 24 сотки и по 6 соток у остальных граждан). На этих участках расположены несколько объектов недвижимости. Такие землепользователи будут потреблять больше ресурсов (а, следовательно оказывать большую нагрузку на инженерные сети), чаще использовать дороги, производить больше ТБО и т.д. С другой стороны площади земельных участков могут отличаться незначительно (например, 6 и 9 соток). В таком случае разница в объеме используемого имущества общего пользования будет незначительной.
С учетом положений Гражданского кодекса о том, что товарищество является добровольным объединением граждан, представляется нецелесообразным ограничение граждан в возможности установления различных подходов к формированию размера взноса.
В случае несвоевременной уплаты взносов частью 9 статьи 14 Закона N 217-ФЗ определено, что уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней.
_________________________________________________________________________
5 Комментария “РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРИНЯТО,НО ПРИНЯТО ЗАКОННО, ЧТОБЫ ЕГО ОПЯТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ ОТМЕНЯТЬ.”-
-
-
-
-
evgenik
(20/05/2020 - 23:39)Ну молодец Баканова Н.Ю.- все знает. Всё про всё рассказала и утерла нос правленческим знатокам А по существу всё серьёзно. Надо заниматься межеванием и иметь 100% понимание у кого и сколько чего есть. А то действительно законопослушные будут наказаны а безответственные будут над ними посмеиваться.
coordinator
(21/05/2020 - 13:24)Всё разложено по полочкам. Нужно прежде всего навести порядок с регистрацией участков и того, что на них построено. Пополнить кассу простыми дополнительными поборами значит не только не решить проблему на половину, а вообще загнуть её в тупик. Баканова Н.Ю. всё это хорошо показала, а evgenik прокомментировал : «законопослушные будут наказаны а безответственные будут над ними посмеиваться.»
Я бы ещё обратил внимание на слова из официальных рекомендаций: » площади земельных участков могут отличаться незначительно (например, 6 и 9 соток). В таком случае разница в объеме используемого имущества общего пользования будет незначительной.» Вот пусть Овчинникова и докажет, или, как сейчас говорят, «экономически обоснует», какой ущерб товариществу наносит разница использования земли в этих пределах, чтобы опять не было отсебятины. По мне так именно большие строения наносят ущерб товариществу и прежде всего по использованию электричества. И не надо говорить, что оплата электричества лежит на садоводах. Естественно, что в большом доме большие нужды в нём. Кто-то их удовлетворяет по полной, оттягивая большой кусок общего пирога на себя, кто-то по 40 минут кипятят чайник или вообще остаётся без света. И здесь дело не столько в плохих сетях, сколько в необходимости осветить, обогреть и пр. большой дом. А что такое установленный норматив для каждого участка, те кто строит большие дома и устанавливает в них электрооборудование, давно забыли. Когда несколько семей приезжают на дачу зимой, ЛЭП выдерживает, а вот когда людей становится больше,
нынешняя самоизоляция наглядно продемонстрировала. То же происходит с водой и мусором. Но об этом в следующий раз.
irina
(24/05/2020 - 20:27)3 года Овчинникова у власти. Все три года слушает только себя. Ей подсказывают, как правильно, она не хочет слушать. Суды всех уровней и по разным вопросам она проиграла, тем самым сказали ей, что она не права и нарушила закон. Но ей и это не указ. Сколько всё это может продолжаться? Лично я с её опломбом, с которым она использует председательскую должность, не согласна . Это «нарушает мои права» , как любят утверждать её сподвижники в судах, борясь со своими сотоварищами по СНТ.
nikolay
(28/05/2020 - 01:45)Ведь правильные вещи говорит Баканова. Только Овчинникова никогда её не будет слушать, слишком гордая. Да и как можно наступить на себя любимую и слушать того, кто всё время путается под ногами, задавая неудобные вопросы, подаёт иски в суды да ещё их выигрывает. Вот так и будем стоять на месте, особенно если это место будет в стороне.
boris
(04/06/2020 - 01:19)Надо настаивать на подаче заявки на проведение комплексных кадастровых работ. Давайте организуем сбор подписей по этому вопросу, раз правление его не хочет решать .