ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В СНТ.


СНТ.онлайн

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В СНТ.

В ФЗ-217 вы ни слова не найдете про инвентаризацию в СНТ. Это дает повод некоторым гражданам утверждать, что никакой инвентаризации в товариществах быть не может. Однако, инвентаризация — это финансовый порядок, ответственное ведение хозяйственной деятельности любой организации. Если учитывать, что СНТ имеет целью управление имуществом общего пользования, то вполне логично за этим имуществом следить. Тем более, что содержится оно на взносы садоводов, а прозрачность в вопросе “на что потрачены взносы” никогда не помешает.

Чем регламентируется инвентаризация?

Выдумывать здесь ничего не придется — всё задокументировано и унифицировано:

Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ “О бухгалтерском учете”;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н;

Методические указания по проведению и оформлению результатов инвентаризации, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49;

Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 об унифицированных формах для оформления процесса и результатов инвентаризации (типовой приказ о проведении инвентаризации, акты, описи, сличительные ведомости и т.п.).

С 2013 года разрешено не применять унифицированные формы документов, а разрабатывать свои. Можно, например, взять за основу формы Госкомстата и утвердить свои разработанные формы в приложении к учетной политике или приказом.

Что проверяем и зачем?

Проверяем имущество СНТ, его состояние, условия хранения, ответственного за сохранность, долги товарищества перед кредиторами, задолженности садоводов перед товариществом. Обеспечивается ли сохранность имущества, выявляются неучтенные объекты, проверяется правильность отражения в учете имущества и обязательств, соответствие учетных данных фактическим.

Имущество СНТ (ст.130 ГК РФ “Недвижимые и движимые вещи”) —

  • недвижимое: земельные участки, здание правления, сторожка, ЛЭП, скважина, пожарный водоем, детская площадка…
  • движимое: инструменты, мотопомпа, принтер, денежные средства…

Помним о том, что право собственности на недвижимые вещи возникает только с момента регистрации (ст.219 ГК РФ). Недвижимое имущество СНТ должно быть зарегистрировано в ЕГРН и иметь собственника (ст.131 ГК РФ).

А если зарегистрированного имущества общего пользования в СНТ нет? Возникает вопрос, может ли товарищество вести уставную деятельность. Ведь в законе (ст.7 ФЗ-217) обозначена цель создания товарищества: “… для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования…”.

Как часто проводить?

Порядок и периодичность проведения инвентаризации, а также перечень объектов для проверки устанавливает руководитель организации (п.3 ст.11 ФЗ-402 и п.27 Положения по бухучету №34н).

 

Но есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц (это могут быть бухгалтер, председатель, другое лицо);

при выявлении фактов хищения или порчи имущества;

в случае чрезвычайных ситуаций — стихийные бедствия, пожар;

при ликвидации или реорганизации СНТ;

основные средства можно проверять 1 раз в три года;

логично также провести инвентаризацию при смене руководства товарищества;

проверить кассу (расчетный счет) в конце отчетного периода и перед ревизией.

Инвентаризацию лучше проводить перед общим собранием товарищества, где председатель должен отчитаться по итогам года.

Необходимо отразить в учетной политике товарищества периодичность проведения инвентаризаций и перечень проверяемого имущества и обязательств. Желательно детализировать эту информацию: плановая и внеплановая инвентаризация, инвентаризация при смене материально ответственного лица и т.д.

Этапы инвентаризации:

  1. Создание инвентаризационной комиссии — оформляется распоряжением председателя товарищества. Форма унифицирована. В распоряжении указываются: сроки и причины проведения инвентаризации, состав комиссии — председатель комиссии плюс два члена комиссии, проверяемое имущество и обязательства. Подписывают распоряжение председатель и члены комиссии. Распоряжение регистрируется в специальном журнале унифицированной формы.
  2. Получение последних приходных и расходных документов инвентаризационной комиссией. Председатель комиссии визирует эти документы с указанием “До инвентаризации на 00.00.0000 (дата)”
  3. Получение расписки от материально ответственных лиц.
  4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств.
  5. Сверка данных в инвентаризационных описях с данными бухучета и планировки территории. Составляется сличительная ведомость, выявляются излишки, недостача. Ведомость и опись имеют унифицированную форму.
  6. Обобщение результатов на заседании инвентаризационной комиссии. Заседание оформляется протоколом. Ведомость учета результатов инвентаризации имеет унифицированную форму.
  7. Утверждение результатов инвентаризации. На подпись председателю товарищества предоставляются: протокол заседания комиссии, ведомость учета результатов, сличительные ведомости, описи и акты.
  8. Отражение в учете результатов инвентаризации. Списание по причине устаревания, порчи, истечения срока исковой давности (для задолженностей). Недостача взыскивается с виновного лица или списывается на прочие расходы, если такое лицо не установлено. Излишки имущества принимаются по рыночной стоимости. Результаты инвентаризации обязательно выносятся на обсуждение общего собрания товарищества.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e00a4fa1ee34f00afdf3dd0/inventarizaciia-v-snt-60c1c41d51a2d829c8fefb00

Автор: Информация

4 Комментария “ГОТОВИМСЯ К ОБЩЕМУ СОБРАНИЮ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ В СНТ.

  • Любопытно. А у нас вообще когда нибудь делали инвентаризацию? Небось и не знают что это такое. А ведь у нас есть что посчитать. Ведь и инвентарь какой то получили от предыдущих правлений и что то сами покупали и должен же быть запас каких то хозяйственных и электротоваров. Вообще хотелось бы узнать, что у собственников находится в собственности и какая цена у этой собственности. Как никак у каждого из нас есть своя в этой собственности.

  • Очень интересно. Никогда не задумывалась над этим вопросом. Хотя, инвентаризацию на своей работе проводим регулярно. Почему же у нас на собрании я не слышала о таких протоколах? И мне интересно узнать о том что у нас есть, а чего нет и почему.
    А мотопомпа — это что такое, для чего она нужна и есть ли у нас?

  • Мотопомпа — устройство для тушения пожаров. По действующим противопожарным правилам каждое СНТ обязано её иметь. Причем объём воды и количество мотопомп зависят от количества участков. Если пожарники придут с проверкой и захотят оштрафовать, отсутствие мотопомпы будет для этого реальной причиной. Как жаловались председатели СНТ Воскресенского района на своём сайте, многие из них по этой причине в прошлом году пострадали.
    Инвентаризация оформляется не протоколом, а актом. Остальное все написано в статье. И если у нас её не проводят, то значит кому-то это нужно.

  • Ещё одно новое и невостребованное понятие для нашего товарищества.

Добавить комментарий