ЗАКОНОПРОЕКТЫ 2021 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ОБ СНТ

ЗАКОНОПРОЕКТЫ 2021 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ОБ СНТ

Конец 2021 года «порадовал» сразу двумя законопроектами о внесении изменений в 217-ФЗ.

Законопроект №15357-8 был внесен в Госдуму 10.11.21г.    Суть законопроекта:

Разрешить СНТ, где менее 60 членов (при этом не указывается, сколько может быть не членов в таком СНТ), правление не избирать, полномочия правления передать Председателю. Если все же решат избирать правление, то в количестве не более пяти членов.

Правовое управление уже дало заключение, что законопроект не согласуется с п. 2 ст. 123.14 ГК РФ… Результаты рассмотрения ждем в следующем году.

Законопроект № 43016-8 внесен 20.12.21г.

По содержанию – это очередная (третья за последние пару лет) попытка разрешить СНТ проводить собрания с использованием сайтов, СМС и электронных почт. Предполагаются и иные изменения.

Но обсудим подробнее основные моменты, касающиеся именно общих собраний.

  1. В уставе нужно будет указать правила определения размера взносов.

Сейчас для этого используется финансово-экономическое обоснование размера взносов (ФЭО). Но ФЭО жестко не привязано ни к одному из критериев определения размера взносов (площадь, количество участков, количество членов, наличие строений и т.п.). Каждый год общее собрание может утверждать размер взносов в зависимости от различных критериев. Как правило ориентируются на справедливость…

По новому законопроекту в Уставе нужно будет прописать формулу, что-то вроде: сумма по смете/на количество участков=размер членского взноса. При этом сами критерии в законопроекте не перечислили. То есть как и ранее перечень критериев каждое СНТ определяет для себя самостоятельно, исходя из сложившейся судебной практики.

Возникает два вопроса:

  • Количество участков, членов, домов – величины не статичные. Указать их в уставе, как фиксированную величину не выйдет. Площадь участков – самая статичная, но и тут бывают уточнения при межевании. Вот и получается, что формула будет определять лишь принцип. И если принцип нужно будет изменить, сначала нужно будет изменить устав.
  • Зачем тогда ФЭО, которое по сути и есть формула, отражающая порядок определения размера взносов?
  1. Дополнить устав перечнем вопросов, по которым решения могут приниматься заочно и очно-заочно.

Сейчас (по самым важным вопросам) заочно можно голосовать только в случае введения режима повышенной готовности или ЧС. Очно-заочно, если правление так решит, да и то при условии, что предварительно была попытка собрать очное собрание, но кворума не было.

Мысль была бы хороша, если бы это не было бессмысленно.

Чтоб пользоваться плюшками положения, нужно внести изменения в устав.

Если изменения в устав не внести, то как по закону: заочно практически нельзя (режим повышенной готовности или ЧС не всегда бывает), очно-заочно –правление провести и без законопроекта может.

Причем СНТ технически так приноровились проводить собрание очно-заочно, что от заочки почти не отличишь. Созывается обшее собрание в очной форме с одновременным уведомлением, что собрание будет проведено очно-заочно, если на очном не будет кворума. Очно присутствует 3-7% членов (правление и активисты, как правило), остальные голосуют по бюллетеням).

  1. Отнести к компетенции правления вопрос принятия в члены СНТ.

Вот это прям отличное решение. Правление должно будет рассмотреть заявление в течение 30 дней с даты получения. Не нужно ждать до года, когда состоится ближайшее общее собрание. Главное, чтоб кандидаты в члены СНТ предварительно не ссорились с правлением…

  1. Ну и самое значимое изменение – возможность голосования с применением электронных или иных технических средств.

Если кратко, то в устав нужно будет внести перечень вопросов, по которым можно голосовать электронно, способы голосования (где, как, в какие сроки), способы определения и хранения результатов голосования.

Заочное голосование предполагается не только на сайте СНТ, но и с использованием некоей «информационной системы» или единого портала государственных и муниципальных услуг. Под «информационной системой» вероятно понимаются всевозможные коммерческие сервисы для СНТ. Проголосовать также можно будет по СМС, электронной почте.

Было бы здорово еще, чтоб указали, каким образом потом в суде доказывать, что голосовали на сайте СНТ те, кто имел на это право, а не один особенно продвинутый юзер. Что СМС были направлены с номеров/мэйлов конкретных физлиц. Есть оговорка, что номер/мэйл должны быть в реестре членов. Но нигде не сказано, как они в реестр должны попасть. У новых членов – сведения указаны в заявлении о приеме. А если члены СНТ «старые»? Что делать с «электронным» бюллетенем «старого» садовода, чей мэйл не указан в реестре? А не члены, которые вообще никаких заявлений с контактами могут не подавать?

То же самое касается способов уведомления. Можно будет уведомить по СМС, письмом на мэйл, на сайте СНТ или через электронный сервис. Вопрос, с чьего мэйла (номера) отсылать уведомления и как это потом доказать, остается открытым. Получается, чтоб провести внеочередное собрание в СНТ, инициативной группе достаточно взломать электронную почту председателя? (шутка)

При проведении очного голосования с применением электронных и иных технических средств, предусматривающего совместное дистанционное участие может осуществляться его видеозапись. Видеозапись на электронном носителе прилагается к протоколу. Это вообще из разряда фантастики.

Ну и вишенка на торте: голосовать по старинке бюллетенями тоже можно. То есть сколько бы правление не убило сил, денег и времени на разработку новой формы устава (которая бы учитывала все нюансы электронного голосования), сайта, все желающие могут по старинке заполнить бюллетень у сторожа на въезде. Еще есть вариант вообще не проголосовать: ни электронно, ни по бюллетеню.

Просто для примера. Правление СНТ решило провести вопрос по важному финансовому вопросу. Просто чтоб понимать общее настроение и выбрать направление движения (затевать дорогостоящий ремонт или нет). В итоге из 300 собственников на сайте зарегистрировалось и проголосовало 40 садоводов! И это после 35 напоминаний в чате и смс-рассылки. Представьте, сколько было бы желающих проголосовать, предварительно авторизовавшись на госуслугах.

Далее встает глобальный вопрос безопасности персональных данных. Не то чтобы они сильно кому-то были нужны, но Роскомнадзор по заявлению садовода однозначно заинтересуется (далее цитата из реального Запроса из Роскомнадзора в СНТ):

  • о правовых основаниях обработки персональных данных Заявителя;
  • правовые основания сбора копий документов: кадастровый номер строения, расположенного на участке, копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости;
  • информацию о соблюдении условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ;
  • информацию о месте размещения базы персональных данных СНТ;
  • о правовых основаниях обработки персональных данных граждан, собираемых посредством сайта, в том числе Заявителя;
  • о дате начала осуществления сбора персональных данных граждан посредством данного сайта;
  • о дате принятия документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, собираемых посредством указанного сайта, и о дате фактического его размещения на сайте;
  • правовые основания обработки персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных о своём намерении осуществлять обработку персональных данных.

Заочное голосование через сайт, мэйл или в режиме онлайн — это прекрасно! Но пока применимо на практике только в коммерческих организациях, где участников мало. Они заинтересованы в том числе финансово в участии в собраниях.

Единственный способ искоренить конфликты в СНТ – сделать невозможным (усложнить) любое искажение фактов, подтасовку результатов. Поэтому рано или поздно, в том или ином виде, этот или иной похожий законопроект будет принят.

Что ждет СНТ, если закон будет принят в таком виде?

  • Массовое изменение уставов СНТ
  • Массовая разработка сайтов СНТ, регистрация на платных сервисах
  • Наработка судебной практики по оспариванию решений общих собраний (с учетом новых реалий)

 

 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/tsn_service/zakonoproekty-2021-goda-o-vnesenii-izmenenii-v-zakon-ob-snt-61c9ce1b45c3a53ffcba

Автор: Информация

4 Комментария “ЗАКОНОПРОЕКТЫ 2021 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ОБ СНТ

  • На 03.02.2022 оба эти законопроекта находятся на стадии рассмотрения. А практика показывает, что итоговый документ часто может существенно отличаться от первоначального варианта.
    А пока предлагаю вот такую статью:
    Дедовщина в товариществе
    Эта проблема носит исключительно практический характер. Как известно, высший орган товарищества – общее собрание его членов. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества), а также образуется ревизионная комиссия (ревизор). Председатель, члены правления товарищества и ревизионная комиссия избираются на общем собрании членов товарищества (ст. 16 Закона № 217-ФЗ).
    Но что делать, если председатель ведет себя недобросовестно? Например, размер взносов необоснован, и утекают они на непонятные цели, но большинство членов товарищества поддерживают деятельность председателя. В данном случае члены товарищества и индивидуалы, не желающие приспосабливаться к таким порядкам, вправе бороться с беспределом законными средствами. Если сменить председателя не представляется возможным, остается собирать доказательства, подтверждающие неправомерность его действий. Чтобы разобраться, какие действия будут считаться нарушающими права членов товарищества и индивидуалов, следует ознакомиться со ст. 5 и 11 Закона № 217-ФЗ.
    При уклонении председателя от обеспечения прав садоводов и огородников следует жаловаться в прокуратуру, надзирающую за соблюдением законности. При неправомерном взимания взносов можно обратиться в суд. В этом случае обязательно нужно будет представить доказательства: копии чеков, квитанций, договоров и т.п.; скриншоты переписки, которые может заверить нотариус; аудиозаписи (чтобы это доказательство было признано в суде допустимым, при разговоре собеседника следует предупредить, что на всякий случай будет вестись аудиозапись; а еще лучше обратиться в полицию для проведения оперативно-разыскных мероприятий, если вы подозреваете председателя в мошенничестве). Садоводы и огородники могут представить и иные доказательства для защиты своих прав.
    https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/sadovody-i-ogorodniki-snova-zhaluyutsya/

  • Сначала о статье. Классная! Про картинки вообще промолчу. Особенно понравилась последняя — не беда что соха доморощенная, те кто законы стряпает, считает что население на 100 % овладело компьютерами. У нас еще полно людей с кнопочными телефонами, а тут коллективное дистанционное голосование. Блажен кто верует. Но можно и по старому,как все привыкли и как умеют. К чему тогда вся эта мешанина? Правильно пишет автор — «Единственный способ искоренить конфликты в СНТ – сделать невозможным (усложнить) любое искажение фактов, подтасовку результатов.»
    По комментарию Березы — прокуратура всегда по любому вопросу пошлет в суд. Суд можно выиграть. Только что потом с этим делать? Ну потраченные на борьбу с председателем деньги можно вернуть,и штраф, если присудят нарушителю ,приставы взыщут. А вот как заставить председателя выполнять решения суда, не связанные с деньгами? Если на практике имеет неисполнение таких решений, то куда обращаться? Снова в суд или к тем же приставам? Ведь исполнение или неисполнение судебных решений должно же как контролироваться или наказываться, если ответчик не реагирует и делает тоже самое?

  • Действительно, даже добившись в суде положительного результата, не всегда получается сразу же исполнить решение суда по причине длящегося противодействия председателя товарищества, который с упорством, достойным лучшего применения, любыми способами сопротивляются исполнению судебного решения. И требуются дополнительные усилия и на этой заключительной стадии исполнения решения суда.
    Помочь добиться исполнения судебного решения обязана Федеральная служба судебных приставов (в лице её территориальных органов) в соответствии с Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (в настоящее время закон действует в ред. от 30.03.2016 г.). Судебный пристав-исполнитель, на которого возлагается обязанность исполнить решение суда, обязан использовать все имеющиеся у него права и средства обязать председателя СНТ выполнить необходимые действия по исполнению судебного решения. Согласно статье 6 вышеуказанного закона требования судебного пристава-исполнителя обязательны для исполнения председателем СНТ. В случае его отказа выполнить требования судебный пристав-исполнитель будет должен организовать процедуру привлечения председателя к ответственности, которая согласно статье 113 вышеуказанного закона может быть, как административной, так и уголовной (в зависимости от степени тяжести нарушения).
    Административная ответственность, к примеру, может быть возложена на председателя СНТ (или даже на само СНТ, как юридическое лицо) в соответствии со статьёй 17.15. КоАП РФ (она предусматривает наложение денежных штрафов в достаточно ощутимых суммах). Уголовная же ответственность председателя предусмотрена статьёй 315 УК РФ (в этом случае предусмотрены меры, начиная от денежного штрафа и заканчивая лишением свободы сроком до двух лет).
    На тот случай, если вдруг сам судебный пристав-исполнитель будет бездействовать и не предпринимать активных действий по исполнению судебного решения, то предусмотрена возможность обжаловать и такое бездействие тоже. Порядок обжалования установлен главой 18. вышеуказанного закона «Об исполнительном производстве», предусматривающей обжалование действий(бездействия) судебных приставов в порядке подчинённости (то есть вышестоящему должностному лицу службы).
    В самом же крайнем случае обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя возможно, обратившись с соответствующей жалобой в прокуратуру, на которую частью 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре» от 17.01.1992 г. № 2202-1 (в ред. от 28.11.2015 г.) возложена обязанность осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами.

  • Смысл статьи поняла так, так как указано в её главной картинке — какие бы поправки к 217 закону не были приняты, , разрешаются все варианты проведения общих собраний и этот выбор зависит от порядочности председателя и желания и готовности садоводов участвовать в собраниях в какой то конкретной форме. Так что кг небольшого металлического шара на поверку окажется кг раздутого ватного объёма.
    А к судебным приставам видимо уже действительно пора обращаться по поводу маниакального пристрастия председателя к повышенному членскому взносу, многократно оспоренному в судах.

Добавить комментарий