Обзор законопроекта: розыск владельцев и наследников заброшенного имущества
На рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект. Он касается розыска владельцев объектов недвижимости, которые находятся в заброшенном состоянии. До недавнего времени здесь для наследников была «серая зона», не урегулированная законами. Если проект будет принят, то органы власти будут проводить розыск владельцев недвижимого имущества, которое не зарегистрировано в установленном порядке.
В чем суть вносимых изменений и дополнений
Если вкратце, то суть законопроекта в следующем:
- В 1998 году вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сейчас он не действует, однако он был первым федеральным нормативным актом, который надёжно закрепил процедуру регистрации недвижимости и отношений, связанных с переходом права собственности на неё от одного лица к другому – купли-продажи, дарения, наследования и т. д. и т. п.
- Несмотря на прошедшее время и принятие новых нормативных актов (прежде всего – Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года №218-ФЗ – далее для простоты Закон №218-ФЗ), далеко не все объекты недвижимого имущества поставлены на кадастровый учёт и внесены в ЕГРН (Единый госреестр недвижимости, чьё введение было предусмотрено законом №218-ФЗ). Возникает парадоксальная ситуация: де-факто (то есть в существующей реальности) дома, постройки, сооружения и машиноместа на стоянках есть, их можно потрогать – однако де-юре (то есть с точки зрения закона) их в природе не существует. Ведь и по Закону №218, и по ГК (Гражданскому кодексу) РФ права на недвижимость возникают с момента их государственной регистрации – и получается, что вот он, конкретный объект стоит, но по бумагам его нет. Учитывая, что по разным строительным нормам и правилам срок эксплуатации строений может достигать от 25 до 100 и более лет, парадокс становится ещё более очевиден: у нас в России по состоянию на 2022 год есть тысячи объектов, которые строились ещё во времена СССР (или во всяком случае до 1998 года), которые в реальности существуют, кому-то принадлежат – но по документам они отсутствуют.
- Законопроект предполагает дать право местным органам власти вести поиск правообладателей, а в случае их смерти – правопреемников.
В результате законопроект предлагает дополнить ныне действующие нормативные акты следующими положениями:
- Проводится розыск скончавшихся правообладателей, чьё право на объекты недвижимости возникло до 1998 года.
- Выявляются собственники, состоящие в кооперативах (жилищно-строительных – ЖСК, гаражных и прочих), чьи права на паи возникли в связи с выплатой полной стоимости, но не прошли регистрацию в установленном законом порядке.
- Оцениваются риски возникновения публичных сервитутов (то есть зарегистрированных обременений в пользу неопределённого круга лиц – например, права проезда через участок, если он находится на дороге и мешает доступу к публичному объекту).
Дополнительно законопроект устанавливает для муниципальных органов следующие обязанности:
- ставить недвижимое имущество на учёт в качестве бесхозного – если собственника не удалось выявить;
- получать у нотариусов свидетельства о праве на наследство, если объект оказался выморочным имуществом (ст. 1151 ГК РФ– имущество, от которого отказались все наследники, либо владельцы которого не были установлены);
Инициаторы законопроекта специально отмечают, что в условиях существующей системы правовых актов оформление объектов недвижимости, оказавшихся неучтёнными или выморочными, либо длится годами, либо вообще никак не происходит, потому что реально никто не заинтересован тратить силы и средства на их регистрацию в установленном Законом №218 и прочими нормативными актами порядке.
Нововведения в законодательство позволят закрыть эту дыру – и такие объекты должны быстро оказаться на балансе местных органов власти. После этого они или будут использованы на благо населения – либо реализованы в соответствии с действующим законодательством о публичных торгах и реализации муниципального или государственного (для Москвы и других городов федерального значения) имущества. После чего вырученная сумма поступит в местный бюджет и тоже будет использована во благо местного населения.
Кроме того, нововведения упрощают изъятие объектов в случае ЧС (чрезвычайной ситуации – пожары, наводнения, прочие стихийные бедствия и т. д.). Кадастровые работы в случае уничтожения таких объектов не потребуются, возмещение тоже будет платиться в упрощённом порядке.
Наконец, это в перспективе позволит покончить с ситуациями типа: «Дом реально есть – а по документам его нет». Даже если владельцы не ставили его на учёт (не будем забывать, что несмотря на прошедшие годы, в сельской глубинке России до сих пор ситуация с домами, строившимися колхозами за свой счёт в порядке хозрасчёта, остаётся совершенно безобразной — и в результате часто и наследники не могут оформить своё имущество, и бесхозные дома, формально никому не принадлежащие, разбираются соседями или даже профессиональными бригадами демонтажников на кирпичи – которые всё-таки что-то стоят). Если законопроект вступит в силу, то с такой практикой может быть окончательно покончено.
Что это может означать для граждан
Любой законопроект гражданам интересен лишь в том случае, если он как-то затрагивает их интересы.
Применительно к обсуждаемому проекту последствия для обычных россиян могут быть следующие:
- Наследникам будет проще оформлять те объекты недвижимости, которые им достаются от умерших родственников. Сейчас оформить такое имущество и получить его в собственность – та ещё юридическая головоломка, за которую возьмётся даже не каждый адвокат. Если законопроект вступит в силу, то наследники смогут оформить (и при необходимости реализовать) объекты намного быстрее и с меньшими потерями на судебные тяжбы.
- Для ещё живых владельцев недвижимости может возникнуть ситуация «принудительной приватизации». В этом случае они или вынуждены будут признать право собственности (со всеми обременениями – например, в виде необходимости платить налоги), либо объявить имущество безхозным и передать его в собственность муниципалитетов или государства.
- Если объект не будет поставлен на учёт – он по законопроекту будет регистрироваться как бесхозный – со всеми вытекающими из этого последствиями. Например, ст. 234 ГК РФдаёт право лицу, которое не было никогда собственником, но открыто и добросовестно пользовалось чужой недвижимостью без претензий со стороны собственника в течение 15 лет, оформить объект в свою собственность – вне зависимости от того, кому реально объект принадлежит.
- Если произошло изъятие объекта, то возмещение правообладателям будет выплачено быстрее, чем по действующему законодательству.
Таким образом, для простых граждан законопроект ускорит процедуру получения недвижимости в наследство. Для муниципальных и государственных органов он же добавит кучу работы, которую потребуется выполнить в кратчайшие сроки.
Единственный серьёзный минус для обычных граждан от принятия нового законопроекта будет состоять в том, что теперь не получится скрывать прабабушкин дом в деревне, дедов участок в садоводческом кооперативе, отцовское машиноместо и прочие объекты. Всё будет поставлено на учёт, зарегистрировано в ЕГРН в порядке, предусмотренном Законом №218 – и за всё будет платиться налог на недвижимое имущество, предусмотренный законодательством Российской Федерации. Однако в случае постановки на учёт такие объекты можно будет продать – и они перестанут быть «чемоданом без ручки» для конкретных граждан.
Стадия законопроекта
По состоянию на конец декабря 2022 года законопроект прошёл первое чтение в ГосДуме. Обсуждение выявило ряд недочётов, которые должны быть исправлены в срок до 20 декабря 2022 года, после чего проект в установленном порядке будет направлен на второе, а при необходимости – и третье чтение, обсуждение в Совете Федерации и на подпись Президенту РФ.
Пока что нет оснований считать, что законопроект будет отклонён. Есть причины полагать, что не позднее середины 2023 года он будет принят – и тогда многие проблемы, связанные с пробелами в законодательстве, будут окончательно и навсегда закрыты. Именно так и работает в России парламентская процедура.
Источник: Центр юридической поддержки граждан России. https://dzen.ru/a/Y7_nOFa2vzil2
Один Комментарий “ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТА: РОЗЫСК ВЛАДЕЛЬЦЕВ И НАСЛЕДНИКОВ ЗАБРОШЕННОГО ИМУЩЕСТВА”-
evgenik
(19/01/2023 - 16:46)Без работы никто не останется. И найдут и продадут и в выгоде будут.