УЧИМ ПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

УЧИМ ПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

На неоднократно публикуемых  примерах должностных издевательств, которые позволяют себе председатель и секретарь СНТ по отношению к тем, кто обращается к ним с заявлениями, содержащими  неудобные для правления вопросы, мы видим, что в нашем СНТ творится полный беспредел избранных лиц, получающих за это  вполне приличную зарплату.  Конкретики, подтверждающей эти слова,   ранее было приведено достаточно, особенно в комментариях Н.Ю. Бакановой. В этой статье мы приводим правовую базу, на основании которой должна строиться работа с письмами и заявлениями граждан и показываем судебную практику за её нарушение.

ОТВЕТЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ  СНТ  НА ОБРАЩЕНИЯ: ЧТО  ТРЕБУЮТ ЗАКОН И УСТАВ

Очень частый вопрос: «Я отправил в правление запрос, в какой срок они мне должны дать ответ?» Быстрый поиск в интернете наводит нас на статьи, по которым «Согласно действующему законодательству, ответ на обращение должен быть предоставлен не позднее месяца».

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 19 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», председатель товарищества, наряду с другими полномочиями, рассматривает также заявления, обращения и жалобы членов товарищества. 

В названном профильном законе об СНТ не прописана норма о сроках рассмотрения обращение садовода. В данном случае, действуют положения статьи 12 Федерального закона № 59–ФЗ «Об обращениях граждан» — ответ на обращение должен быть предоставлен не позднее месяца, начиная с даты поступления обращения садовода.

Но давайте откроем сам закон, буквально первая его статья:  «Ст.1 Сфера применения настоящего Федерального закона. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации( далее- также гражданин) закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления , а также устанавливается  порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами местного самоуправления и должностными лицами.»

Очевидно, что председатель и правление СНТ не относятся ни к государственным органам, ни к органам местного самоуправления. И как бы это не было обидно некоторым председателям — он не должностное лицо.

Должностное лицо — это работник, который по закону и должностным обязанностям наделён властными, организационно‑распорядительными или административно‑хозяйственными полномочиями. Обычно речь о госорганах и муниципалитетах (министры, мэры, главы отделов, инспекторы, полицейские, директора школ и т. п.). Они могут принимать обязательные для других решения, подписывать акты, распоряжаться имуществом, представлять орган власти — и несут особую ответственность (в том числе уголовную) за злоупотребление полномочиями.

Важно:  Точный статус определяется законом и должностной инструкцией.  В ряде норм права отдельно упоминаются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях — они не всегда считаются «должностными лицами», но за некоторые деяния несут схожую ответственность.

Статус «должностного лица» — это не только риски и запреты, но и набор вполне осязаемых плюсов:

  • Полномочия и влияние. Право подписывать акты, принимать обязательные для других решения, представлять орган/организацию. То есть можно реально что‑то менять, а не только «предлагать».
  • Защита мандатом. Если действуешь в рамках полномочий и регламентов, личная ответственность уже не «личная»: решения прикрыты нормами, согласованиями и печатями. Часто работает страхование за вред, причинённый при исполнении.
  • Юрподдержка. В спорных ситуациях подключаются юротдел, ведомственные юристы, иногда прокуратура/правовое управление. В судах и проверках ты не один.
  • Соцгарантии и стабильность. Фиксированный оклад + надбавки (классный чин/ранг, выслуга, секретность, особые условия), длиннее отпуск, больничные по правилам госслужбы, ведомственная медицина, иногда служебное жильё/проезд/связь.
  • Карьера по понятной лестнице. Должности, ранги, конкурсы, аттестации — прозрачные правила роста и стажа.
  • Процедурные «подушки». Не уволят «по щелчку»: есть дисциплинарные процедуры, служебные проверки, гарантии от произвольного давления.
  • Охрана и безопасность. За посягательства на должностное лицо предусмотрена повышенная ответственность; работодатель обязан обеспечивать безопасность на службе.
  • Доступ к информации и ресурсам. Служебные базы, техника, транспорт, бюджет — проще решать задачи.
  • Репутация и легитимность. Твой подписью и статусом доверяют (банки, контрагенты, ведомства). Проще выстраивать межведомственные связи.
  • Пособия и пенсии. Для гос/мунслужбы — спецпенсия за выслугу, иногда доплаты к пенсии, компенсации при травме/гибели на службе.

Нюансы:

  • Конкретный «пакет» зависит от уровня (федеральный/региональный/муниципальный), ведомства и устава организации.
  • В не-госсекторе лица с управленческими функциями получают часть этих плюсов (полномочия, юрподдержка, страховки), но не всегда весь набор госгарантий.

Почему председатель СНТ не должностное лицо?

Потому что СНТ — частная некоммерческая организация, а председатель СНТ — не представитель власти и не гос/мунслужащий.  Кто такой председатель СНТ. По ФЗ‑217 и ГК РФ это избранный единоличный исполнительный орган товарищества (НКО на членстве).  Он действует от имени юрлица, но не от имени государства/муниципалитета.

Кого имеет в виду 59‑ФЗ. Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»?  Он адресован госорганам, органам местного самоуправления, их государственным и муниципальным учреждениям, государственным внебюджетным фондам и их должностным лицам — то есть тем, кто наделён публично‑властными полномочиями. СНТ туда не входит. У СНТ нет публичной власти. Председатель не вправе издавать властные предписания для неограниченного круга лиц; он управляет внутренними делами НКО. Поэтому он не «должностное лицо» в смысле 59‑ФЗ и большинства норм о публичной службе. Председатель СНТ — не должностное лицо в публично‑правовом смысле. Он не представитель власти, не гос- и не мунслужащий, не наделён публичной властью для неограниченного круга лиц. Он руководит частной некоммерческой организацией и действует в рамках устава и доверия членов. И давайте не обманывать себя, будто на нас распространяются «плюшки» должностных лиц. У настоящих должностных — полномочия и влияние, которые подкреплены нормами, регламентами и печатями; за их спиной юротделы, ведомственные юристы, процессуальные гарантии, повышенная защита, охрана, соцпакет, карьерные лестницы, специальные пенсии и доплаты. Кто из председателей СНТ это реально имеет? Вот и ответ.

Откуда путаница? Из технико‑юридического языка КоАП: там руководителя юрлица могут штрафовать «как должностное лицо» — но это про вид ответственности в кодексе, а не про наш статус как «властного субъекта» и уж точно не про применение к СНТ 59‑ФЗ.

И тут мы снова возвращаемся к основному вопросу: так в какие сроки ждать ответ?

Обязанность информировать членов и предоставлять документы закреплена в ФЗ‑217 и 7‑ФЗ «О НКО» (смета, отчётность, протоколы, реестр членов и т. п.). Сроки и порядок разумно прописать в уставе/положении об обращениях. Это и есть правильная рамка для СНТ.

-Для не‑членов СНТ обязанность отвечать возникает, как правило, когда вопрос затрагивает исполнение договоров, пользование общим имуществом и т. п. — и тоже регулируется ГК/уставом, а не 59‑ФЗ. Да, председатели и правление обязаны реагировать на обращения садоводов. Так устроена сама логика ФЗ‑217 и уставных отношений: члены товарищества имеют право на информацию и документы, а правление — обязано их предоставлять. «30 дней» — это привычка, традиция из 59‑ФЗ, и она понятна людям. Но 59‑ФЗ к СНТ не применяется. Значит, мы сами можем (и должны) задать понятные правила игры: какие запросы, в какие сроки, в каком формате.

Я за взрослый подход: простой регламент в уставе или отдельном положении.

  1. Простые справки (например, подтверждение оплаты взносов, выдать копию решения собрания, дать выписку из реестра членов) — до 5–10 рабочих дней.
  2. Сложные запросы (поднять архив, согласовать выдачу персональных данных, собрать несколько документов) — до 20 рабочих дней с понятной отсрочкой при необходимости.
  3. Внеплановые «срочные» запросы для суда — оперативно по возможности, хотя бы в течение 3–5 дней, если речь о банальной справке.

Плюс понятные правила: каналы приема (почта, e‑mail, чат, сообщения через мессенджеры, личный прием), что должно быть в запросе (ФИО, контакт, суть, чья подпись), как оформляем копии и выписки, как защищаем персональные данные, кто имеет право получать сведения о платежах (сам член, его представитель по доверенности, стороны по делу), как считаем стоимость копирования. Это прозрачно, предсказуемо и снижает конфликтность. Садоводы понимают, чего ждать, а правление — как работать без надрыва.

Итог. Надо наводить порядок в процедурах. Закрепить разумные сроки, матрицу запросов, каналы, шаблоны ответов, правила работы с персональными данными и копиями. Тогда и садоводы получают ответы вовремя и по делу, а правление работает спокойно и предсказуемо.

Источник :https://dzen.ru/a/aLwe7dEC4mbWbCfs

 

ЗА МОЛЧАНИЕ: КАК ПРЕДСЕДАТЕЛИ ТСЖ И СНТ ОТВЕЧАЮТ ЗА ОТКАЗ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила административное дело после обращения собственника квартиры, который пожаловался на то, что председатель ТСЖ не предоставил ему ответ на запрос. Житель обратился с запросом к председателю ТСЖ о предоставлении документов, так как у него возникли сомнения в том, что качественно выполняется содержание и ремонт дома, а деньги за это все платят. Однако председатель не отреагировал в установленный 30-ти дневный срок, тем самым нарушив закон.

Согласно решению прокуратуры, гражданин не получил своевременный ответ, а также не был уведомлён о возможной задержке ответа или сроках предоставления необходимой информации.
То есть, председатель ТСЖ обращение жильца попросту проигнорировал. В результате прокуратура возбудила административное дело в отношении председателя ТСЖ по статье 5.39 КоАП (за отказ в предоставлении информации). Дело передано на рассмотрение мировому судье и теперь председателю грозит штраф.

Похожее дело рассматривалось и в отношении председателя садоводческого кооператива.

Группа садоводов обратилась к нему с просьбой предоставить документы, подтверждающие законность сбора и расходования средств на установку шлагбаума. Они попросили ознакомиться с актом проверки финансовой деятельности, договорами, авансовыми отчетами, накладными и актами на покупку и программирование брелоков для шлагбаума. Однако, спустя даже 30 дней, не получив ответа, садоводы обратились в прокуратуру с требованием провести проверку и привлечь председателя к административной ответственности.

По статье 5.39 КоАП должностные лица могут быть привлечены к ответственности за непредоставление информации или её предоставление в заведомо недостоверном виде. Штраф за такое нарушение составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

После рассмотрения заявления садоводов, прокурор вынес постановление о возбуждении административного дела, которое затем было передано на рассмотрение мировому судье. Судья выслушал прокурора, поддержавшего своё постановление, и садоводов, которые заявили, что обращались к председателю лично, но не получили ни документов, ни даты для ознакомления с ними.

Выслушали и председателя, которая сказала, что предлагала садоводам знакомиться с документами, но те отказались из-за большого объема и запросили предоставить эти документы, но в другое время. Но предлагала садоводам знакомится с документами председатель устно и данный факт документами, в суде, подтвердить не смогла. Председатель сообщила суду, что письменного ответа на заявление садоводов не отправляла.

Суд признал председателя садоводческого кооператива виновной в непредоставлении информации и назначил ей штраф в размере 5 тысяч рублей.Она обжаловала это решение в Наро-Фоминском городском суде и Первом кассационном суде общей юрисдикции, но все инстанции оставили судебный вердикт без изменений. * Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 06.07.2023 № 16-3415/2023

Источник: https://dzen.ru/a/Z5c3tPi30Q8BBfqS?share_to=telegram

Автор: Информация

4 Комментария “УЧИМ ПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЕМ О ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

  • Эти две барышни настолько оборзели, что на территории нашего СНТ не работают никакие законы. Мнят из себя цариц гороховых, которым всё позволено, что хотят то и делают, лишь бы бабло текло. Срочно нужно менять закон и прописывать уголовную ответственность, а то я, не я и ответственность не моя.

  • Ребята, а кто помнит, у нас раньше быстрее отвечали на запросы.

  • «Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (постановления от 19 мая 1998 года № 15 П, от 23 декабря 1999 года № 18 П, от 19 декабря 2005 года № 12 П, определение от 1 июня 2010 года № 782-О О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом, в том числе, характера деятельности тех или иных организаций, (определения от 9 декабря 2002 года № 349 О и от 9 ноября 2010 года № 1483-О О).
    Публичное законодательство распространяется на деятельность некоммерческих организаций, в частности – и на садовые некоммерческие объединения.
    Таким образом, на основании разъяснений и постановлений Конституционного суда, председатель СНТ, не являясь должностным лицом несет административную и уголовную ответственность в соответствии с нормами законодательства РФ, приравненную к должностному лицу в части совершенных правонарушений.
    То есть, ответственность, штрафные и иные санкции председателя СНТ при злоупотреблении законом будет выше, чем у физических лиц.»

  • alena, раньше правление работало для членов товарищества и во имя процветания СНТ. Поэтому и прием проводился еженедельно и члены правления выслушивали мнение садоводов и принимало действенные меры по благоустройству территории. У действующих управленцев только корыстные мысли и полное пренебрежение к нам.

Добавить комментарий